Почему Бог не наказывает сразу?
Очень часто мы хотим в своем гневе, в обиде, в желании мздовоздаяния, в ненависти какой-то, хотим, чтобы Бог расправился сразу с нашими обидчиками, недругами, врагами, возможно, и с разными мстителями. Но мы видим, что этого не происходит.
Также мы замечаем, что и в других ситуациях, по большому счету, люди очень много делают зла, и наказание мгновенно не приходит. Может быть, за редким-редким исключением какое-то наказание приходит от Бога, но и то может быть даже в качестве вразумления.
А так, в целом, чтобы Бог взял и прямо сразу кого-то наказал, такое встречается очень и очень редко, и для нас является даже из ряда чуда какого-то.
Когда человек вроде как бы сделал что-то и уже хотел быть на коне и остаться самодовольным, но тут происходит какая-то оказия, и человек понимает, что он согрешил и пытается исправиться. Но такого, как правило, не бывает, и мы все остаемся с чувством неудовлетворенной несправедливости.
И поэтому апостол Павел говорит, что когда мы молимся за обидчиков, мы собираем им на голову уголье, потому что мздовоздаятель и мститель за все это Господь Бог.
Он говорит:
Итак, почему же Бог медлит наказывать человека?
1. Бог не садист, не источник зла, и гнев не вызывается им, когда человек делает какой-то определенный грех. Потому что Бог бесстрастен и любое его действие, в том числе и наказание грешника, происходит от мудрости и от любви. И не бывает никакой поспешности, как у нас у людей.
Потому что бывает так, мы в запале, в своем состоянии, когда мы настаиваем на своем мнении, на своей воле или даем кому-то какие-то рекомендации, а если нас не слушают, мы сразу впадаем в гнев, в ярость и впадаем в такую обиду и злобу, что вычеркиваем человека из своей жизни, ставим на нем крест, не давая возможности ему никакого покаяния.
У Бога такого не бывает. Он бесстрастен.
2. Бог даёт время на исправление ситуации каждому человеку: на покаяние, на вразумление, на получение опыта, на взросление, на получение мудрости, на то, чтобы человек с какой-то высоты оглянулся назад и увидел, как он неправ. Потому что процесс построения личности человеческой происходит, к сожалению, во времени.
И нам нужно время. Без времени не бывает роста. На всякий рост необходим период с определенными условиями, в которых человек созревает и, соответственно, готов к покаянию, к изменению или, наоборот, к самозамыканию и к самоутверждению во зле. Здесь уже работает выбор человека.
3. Как Господь сказал в притче о плевелах, что Господь не наказывает сразу, чтобы не навредить окружающим. Потому что очень часто от человека, который делает несправедливые вещи, зависит очень многое.
Это, во-первых, его семья, его дети, работа. Если он, к примеру, занимает руководящее место, это множество сотрудников, ну и множество разных деталей, которые связаны с этим человеком.
Поэтому Господь и говорит, что посеял человек семя, пришел враг и засеял его. Но чтобы не повредить добрым семенам, Господь все это оставляет до жатвы. А вот уже вопрос жатвы зависит от того, насколько мы способны к покаянию и имеем хоть какое-то раскаяние в том, что мы делали, и желание исправиться.
Если такое есть, то Господь будет продлевать нашу жизнь и помогать нам во вразумлении. Если такого нет, если происходит духовная остановка, то наказание Божье, болезнь или смерть могут настигнуть нас внезапно, как гром посреди ясного неба.
И тогда, конечно же, в эти искушения, когда человек впадает, он безусловно, всегда, в любой ситуации, мы, конечно же, должны знать, что мы получаем все это по грехам, потому что в любом случае мы делаем какие-то определенные грехи, и все, что с нами происходит, это есть следствие нашего неправильного поведения.
И, соответственно, это поведение рождает такие вот моменты в будущем в нашей жизни, которые должны нас вернуть к тому неправильному делу, какое мы делали, чтобы мы родили покаяние. А потом уже из этого можно выводить размышления о том, для чего это Бог сделал, какая польза и прочее.
Но всегда в глубине должно лежать наше покаяние, потому что покаяние призывает на нас Божью благодать, оживотворяет нас, дает нам радость, посылает исцеление и духовное возрождение, обновление.
Покаяние – это второе крещение, это новая жизнь, это благодать. И человек, который кается, угоден Богу, и Бог милосерден к нему.
Как помните, к царю Езекии, который был восстановителем благочестия в народе, в общем, разрушил жертвенники, много сделал добра в стране, и в один прекрасный момент к нему приходит пророк Исаия и говорит:
«Напиши завещание, ты скоро умрешь».
Как? За что? Столько делал добра, возродил веру в народе, столько сделал, как такое могло быть?
Но не стал думать о своих заслугах. Начал каяться перед Богом за свои проступки, за свои какие-то немощи, ошибки. И пророк еще не успел уйти, Господь говорит ему:
«Иди вернись. Царь раскаялся. И скажи ему, что я продляю ему жизнь на 15 лет».
Вот в чем сила покаяния.
Итак, не будем спешить с божественным наказанием. И никогда никому не будем этого желать. В том числе и на страшном суде. И будем смотреть в свое сердце, чтобы у нас не было к людям неприязни.
А если к кому-то есть, то по возможности не будем стараться быть беспечными, но будем стараться эту неприязнь из сердца изживать. Потому что на страшном суде, в Царстве Небесном, как жить с тем человеком, к которому ты испытываешь неприязнь?
Поэтому пусть Бог всех простит, а нам даст в сердце благодать, чтобы сердце наше открылось не только к тем людям, к которым мы безразличны, но и к тем, которые нас обидели, сделали нам зло, непростительные вещи, потому что благодать на это способна.
В одну минуту сердце человеческое меняется, открывается и исполняется любовью к тому, которого буквально недавно человек считал своим злейшим врагом и испытывал неприязнь, отторжение и ненависть.
Текст основан на видео с канала «Боговидец»
Читайте еще:
Три смертных греха, которые прощает Бог
9 ответов батюшек на самые распространенные вопросы прихожан об Исповеди Чтобы Бог простил грехи, просто прочтите эти слова из этого наставление Митрополита Павла "Как жить, если очень много нагрешила?" – Священник дал очень ценный совет