darbogu

с. Большое Руново. Каширский городской округ. Церковь Вознесения Господня. | Истории храмов России | Дзен

0 46

11 апреляПутешествияБольше по теме

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново, Руново-Новиково и сельца Малое Руново. После объединения этих сел и деревень в поселке Большое Руново оказались сразу две старые церкви: Преображенский храм на бывшем погосте Спас-Детчин 1878 года постройки и Вознесенская церковь 1906 года. История Вознесенского храма в Руново тесно связана с женским Никитским монастырем в Кашире. Дочь попечителя Вознесенской церкви игуменья Серафима (Ильичева) была последней настоятельницей каширской обители перед ее закрытием в советские годы.

Приход Вознесенской церкви исторически состоял из села Руново и сельца Малое Руново, которое также называли Княжево. В писцовых книгах 1578-1579 годов упоминается «село Руново у реки у Оки, на речке на Лихачи». В те годы владельцами одной части села были Иван и Тихон Петровы, а другой – князь Андрей Мещерский. В это время или столетием позже в народе сложилась поговорка: «Бесово, Руново – пронеси Бог здорово, а Терново да Баскач, хоть кругом обскачь». Ее варианты можно найти в «Пословицах русского народа» В. И. Даля 1862 года и в сборнике «Жизнь русского народа» И. И. Иллюстрова 1915 года. Пословица указывала, что Руново и окрестные селения в старину слыли опасными для путников из-за частого разбоя. Местные предания действительно сохранили немало упоминаний об известных разбойниках и лихих людях. Так, согласно молве, в XVII веке в Каширском уезде промышляла шайка легендарного разбойника Кудеяра, а в окрестностях соседнего Сеньково в тот же период жил разбойник по прозвищу Сенька. Жители села Баскачи хранят предание о том, что Степан Разин встречался здесь с атаманом Василием Усом, а деревня Хитровка якобы была основана потомками бойцов отряда Разина. В историческом труде П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». – Тула, 1895 г. Каширский уезд, на стр. 461 можно найти следующую запись о храме: "Село Руново находится на правом берегу Оки, в 100 верстах от Тулы и в 15 верстах от Каширы. Приход состоит собственно из села Рунова и сельца Малого Рунова, которое в народе называется еще иногда Княжое или Княжово, душ муж. пола 499 и жен. пола 543. История образования и наименования прихода неизвестна. В писцовых книгах XVI в. (1578 – 79 гг.) значится уже существующим «село Руново у р. у Оки, на речке на Лихачи». Существующий теперь деревянный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя св. Чудотворца Николая построен и освящен в 1816 г. неизвестно чьим иждивением, и в 1862 – 63 гг. подвергался перестройке, состоявшей в расширении трапезной части. О прежних храмах ничего не известно. В пользу храма получаются проценты с капитала в 1575 руб. 75 коп. Причт состоит из священника и псаломщика, имеет церковные дома и получает проценты с 800 руб. Церковной земли: полевой и усадебной 37 десятин 484 сажени.

Деревянный храм Вознесения Господня в Руново, по данным «Памятной книжки Тульской губернии на 1891 год» (Каширский уезд исторически относился к Тульской губернии), был построен в 1744 году. В 1846 году на месте старой церкви был возведен и освящен новый деревянный Вознесенский храм с приделом святителя Николая Чудотворца. Этот храм в 1862-1863 годы подвергался перестройке: его трапезная часть была расширена. В 1880 году в селе Руново появилась своя земская школа. История строительства ныне сохранившейся кирпичной церкви в селе Руново началась с беды – пожара 26 апреля 1902 года. Обстоятельства этого события были опубликованы в книге А. Голубева «История Каширского края и сельского поселения Знаменское». После литургии священник Илья Мерцалов направился к ученикам в земскую школу, а осмотр церкви поручил псаломщику и сторожу. Через сорок минут после начала занятий церковный колокол ударил в набат, говоривший о приходе беды. Пламя охватило церковь, и за два часа деревянное строение превратилось в обугленные развалины. Священнику и прихожанам не удалось спасти ничего из утвари и убранства церкви: сгорели все иконы, священные сосуды, богослужебные книги, облачение и святой антиминс. Расплавились даже колокола. Вечером того же дня прихожане сгоревшей Вознесенской церкви собрались на сход и решили совместными усилиями построить новый кирпичный храм: «На обгоревших чурках и пепелище и в таком ужасном виде все-таки близких нам и дорогих… единогласно постановили: ежегодно жертвовать от своих скудных средств на построение нового каменного храма по одному рублю с души». 1 мая 1902 года за многочисленными подписями церковный причт и прихожане пишут покорнейшее прошение Епископу Тульскому и Белевскому Питириму о просьбой дать благословение на постройку нового каменного храма. 5 ноября 1902 года по указу Тульской духовной консистории было разрешено строительство новой церкви и была выдана храмозданная грамота. Как уже было сказано, в тот год начался сбор средств на ее постройку. На пожертвования откликнулись и фабриканты, и дворяне, и крестьяне, и священнослужители. 30 мая 1903 года состоялась закладка храма. Все работы по строительству возглавил автор проекта Тульский губернский инженер – Эварист Владиславович Скавронский. По его инициативе даже был построен рядом со стройкой кирпичный заводик. Около 700 тыс. штук кирпичей было произведено на этом заводе для постройки церкви. И к августу 1906 года новый храм был выстроен. 31 декабря 1906 года состоялось освящение храма. В нем было четыре придела: главный – в честь Вознесения Господня, придельные – во имя святителя Николая, во имя святителя Феодосия Черниговского и во имя преподобного Серафима Саровского.

В «Историческом описании Никитского женского общежительного монастыря» 1909 года архимандрита Геронтия (Кургановского) указано, что вместе с постройкой собора при Никитской обители была также открыта живописная школа, где под руководством опытных художников обучалось 8 послушниц. Далее говорилось следующее: «Они достигли порядочного знания, так что много со стороны получают заказов и не так давно приняли заказ целого иконостаса… во вновь выстроенную церковь в с. Руново Каширского уезда».

Это был тот самый иконостас, создание которого оплатил купец Семен Тимофеевич Ильичев. Дочь благотворителя Вознесенской церкви Елизавета Семеновна Ильичева (в иночестве Серафима) являлась насельницей Никитского женского монастыря в Кашире и по примеру отца также оказывала на протяжении многих лет помощь храму родного села Руново.

По сведениям, которые публиковал каширский краевед Александр Горелов, инокиня Серафима (Елизавета Семеновна Ильичева) родилась в 1869 году в селе Руново. Обучалась в Петроградском Елисаветинском училище, а в 1888 году поступила в Никитский женский монастырь в Кашире. В 1903 году приняла монашеский постриг с именем Серафима. Символично, что в тот год был канонизирован преподобный Серафим Саровский и, в то же время, заложен новый кирпичный храм в селе Руново. Какое-то время инокиня Серафима несла послушание письмоводительницы, а с 1911 года перешла на должность казначеи монастыря.

В 1914 году Серафима была возведена в сан игуменьи. Матушке Серафиме было суждено принять крест руководства Никитской обителью в тяжелые годы революции, гражданской войны и церковных гонений. Под руководством игуменьи Серафимы женская обитель в Кашире смогла продолжить свое существование и после 1917 года. Основанная на базе монастыря «Никитская трудовая сельскохозяйственная артель» по отзыву Каширского отделения обобществления в 1921 году образцово вела интенсивное хозяйство, своевременно выполняла продналог и возврат семенного фонда.

В 1923 году артель в бывшей Никитской обители все-таки была закрыта, а инокини вынуждены покинуть монастырские стены. Игуменья Серафима после закрытия монастыря какое-то время жила в родном Руново, затем переселилась в Озеры. В 1943 году подвижница скончалась и была погребена на Озерском городском кладбище. Краеведом Александром Гореловым несколько лет назад было установлено место погребения инокини Серафимы.

Вознесенскую церковь в селе Руново закрыли на несколько лет позже Никитского монастыря – в 1930 году. В этом году церковь была закрыта окончательно безбожной руководящей властью. Была разграблена вся церковная, представлявшая ценность, утварь и образа, частью уничтожено внутреннее убранство, сброшены главки с крестами, разобран верх колокольни, сброшены все колокола, выломан алтарь, снесена ограда – то есть все то, что явно напоминало об исконном назначении этого здания. Территория возле храма была превращена в хозяйственный колхозный двор, а в самом храме устроена зерносушилка. Впоследствии храм был просто-напросто заброшен, который стал еще сильнее разрушаться. В 1991 году церковь местные власти в руинированном состоянии вернули верующим. 25 октября 1991 года руины Вознесенского храма местные власти передали общине верующих. С 1992 года в нем проводились богослужения по праздничным и воскресным дням. В августе 2011 года Вознесенскую церковь посетил управляющий Московской Епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). С июня 2015 года в нем стали проводится регулярные богослужения. В середине 2000-х годов, благодаря силам небольшого прихода, благотворителям и фонду «Каширский родник», в церкви были произведены ремонтные и восстановительные работы. Приобретена церковная богослужебная утварь и колокола на колокольню. Ныне храм отреставрирован и действует наряду с расположенной в поселке второй Преображенской церковью, которая в советские годы закрывалась лишь на короткое время.

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-2Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-3Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-4

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-5

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-6

Вот что было записано в Паспорте памятника истории и культуры, составленном в марте 1983 года: Описание памятника: Вознесенская церковь села Руново расположена в долине Оки, на заданной окраине села. Кирпичное, с деталями из белого камня здание церкви выстроено в формах, заимствованных из русского зодчества ХVII века и византийской архитектуры.

Здание церкви, имеющее осевое построение плана, состоит из алтарной части, собственно храма с приделами и колокольни, соединенной с основной частью небольшим переходом. Особенностью памятника является построение внутреннего пространства основной его части, куда включены двухсветный четверик собственно храма и окружающие его со всех четырех сторон низкие пристройки — галереи. В первом ярусе стены четверика прорезаны широкими арками, в результате чего, четыре угла его, находящиеся в центре обширного единого интерьера, воспринимаются как внутренние столбы перекрытия единого кубического объема. Тем более, что с углов четверика на стены пристроек переброшены подпружные арки, расчленяющие внутреннее пространство на характерные ячейки.» Ячейки» перекрыты крестовыми сводами, центральный четверик куполом.

Интерьеры храма расписаны клеевой живописью в серовато — зеленоватых тонах, ныне сильно загрязненной и закопченной. Аспиды храма перекрыты сводом-конхой.

В основную часть храма ведут три входа: северный, южный и западный. Западный вход ведёт в храм через первый ярус колокольни и небольшую пристройку-переход, перекрытый крестовым сводом. Колокольня храма трехъярусная /завершение утрачено/. На прямоугольный в плане первый ярус поставлен второй — четверик и третий — восьмерик звона.

В архитектуре церкви использовано два мотива убранства фасадов: «русский» и «византийский»; причем, каждый из этих мотивов сохранил свою самостоятельность, так как композиционно изолирован, от другого. Первому ярусу сооружения придал «византийский» вид, второму соответственно, «русский». И лишь единое и цельное объёмное построение сооружения сглаживает стилевую противоречивость его облика. Композиция главных северного и южного фасадов основной части храма — симметрична. Широкие филенчатые лопатки расчленяют стены пристройки — первого яруса фасадов — на три прясла, центральное из которых шире боковых. Центры Асадов в пределах первого яруса занимают проёмы входов, украшенные порталами. Порталы состоят из «византийских» приземистых колонн с характерными базами и кубоватыми капителями и опирающейся на колонны арки с килевидным завершением. Порталы фланкированы оконными проёмами, так же украшенными арками, но опирающимися уже не на колонны, а на кронштейны-импосты. Подобное оформление имеют и окна алтарных апсид /по три окна на каждой апсиде; центральное из них — ложное/. Наличники окон, расположенных в боковых пряслах южного и северного фасадов, а также наличники ложных окон западного фасада основной части храма украшены едиными для убранства всего храма арками, опирающимися на пучок сдвоенных полуколонок. Горизонтальные членения фасадов первого яруса состоят из цоколя с широким гуртом и карниза с сухариками. В убранстве фасадов второго яруса четверика и колокольни интерпретированы формы каменного русского зодчества конца XVII века. Здесь использовано сочетание красочного пояса-антаблемента, богато украшенного тягами, лентой аркатуры и поясом ширинок, с наличниками окон, очелья которых положены /врезаны/ на антаблемент. На каждой стороне второго яруса четверика помещено по два одинаковых окна с наличниками; на каждой стороне второго яруса колокольни — по одному. Третий ярус колокольни — восьмерик — прорезан высокими арками звона, украшенными профилированными архивольтами. В кладку пилонов, несущих арки, уложены четыре горизонтальных ряда блоков белого камня; по два над основанием и под импостами арок. Восьмерик колокольни перекрыт куполом, завершение которого не сохранилось. В овраге левого берега небольшого ручья, являющегося правым притоком реки Оки, в километре к югу от Вознесенского храма находится святой родник с чистейшей ключевой водой, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-7

Поселок Большое Руново состоит из двух частей, которые образовались из нескольких расположенных поблизости друг от друга населенных пунктов: погоста Спас-Детчин, сельца Лунево (Бесово), села Руново,-8

Все фотографии выполнены автором этой статьи.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.