с. Радонеж. Сергиево-Посадский городской округ. Церковь Спаса Преображения и часовня блаженной Матроны Московской. | Истории храмов России | Дзен
27 мартаПутешествияБольше по теме
Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни. Родился святой в Ростовском княжестве, а прославился и скончался в основанной им Троицкой обители в 15 километрах севернее Радонежа. В селе, где прошли детские годы преподобного, находится Преображенский храм XIXвека, необычная часовня блаженной Матроны Московской, святой источник и знаменитый памятник работы скульптора В. М. Клыкова. Родители преподобного Сергия были родом из Ростова, но в 1328 году семья вынужденно переселилась ближе к Москве в Радонеж. На новом месте Кирилл и Мария построили дом недалеко от церкви Рождества Христова. Никаких следов храма, стены которого помнили Сергия и его родителей, не осталось. В XIV-XVI веках, по легенде, в Радонеже будто бы стояло семь церквей и два монастыря. Писатель и фольклорист XIX века Иван Михайлович Снегирев предположил, что речь могла идти о семи крохотных деревянных церквицах. Церквица – это изба с прирубленным алтарем, вмещавшая не больше семи человек. Под двумя монастырями могли понимать не полноценные обители, а монастырьки. Монастырек состоял из церквицы, двух или трех изб и ограды в виде тына. Легенда о семи церквях и двух монастырях имела историческое основание. Такое количество храмов строили только в городах. Действительно, село Радонеж в XV- XVI веках было городом. Поселение даже недолго имело статус столицы удельного Радонежского княжества. В излучине реки Пажи князь Андрей Иванович насыпал валы и возвел деревянную крепость. Оборонительный город Радонеж просуществовал до Смутного времени, а после уже не восстанавливался. В XIX веке исследователи старины еще находили остатки валов древней крепости. В документах село долго называли Городец, Городок Радонежский или просто Городок. Последнее название сохранялось за селом вплоть до 1989 года.
Польский археолог и этнограф Зориан Доленга-Ходаковский в 1820-е годы выдвинул версию, что в Радонеже располагались остатки славянского языческого капища под открытым небом, окруженные священными урочищами. Ходаковский путешествовал по центральной и северо-западной России и посетил сотни древних городищ и курганов. В конце долгого путешествия он прибыл на телеге местной крестьянки в село Городок-Радонеж. Старожилы и священник рассказали Ходаковскому о городище и двух урочищах вблизи Радонежа: Белые боги и Могильцы. Позднее И. М. Снегирев и писатель Константин Сергеевич Аксаков также заинтересовались урочищем Белые боги. Они записали рассказы стариков о том, что здесь раньше лежали пять каменных идолов. Преподобный Сергий, по местным преданиям, положил на эти языческие изваяния крест.
В первой половине XVII века царь Михаил Федорович Романов отдал Радонеж во владение Троице-Сергиеву монастырю, и в селе построили новую церковь. Строителями храма стали Троицкий игумен Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Они попросили царя отдать им из соседнего села Воздвиженского высокую избу при хоромах – повалушу. В Воздвиженском раньше находился дворец для отдыха царей, путешествующих в Троице-Сергиев монастырь. Повалуша была разобрана, а ее бревна перенесены на новое место для постройки церкви. Этот храм простоял двести лет, но, к сожалению, сгорел в начале XIX века. Радонеж, связанный с именем Преподобного Сергия (1314-1392) и неотделимый от начальной истории Троицкой Лавры, – это одно из наиболее значимых исторических мест Российского государства. История Радонежа началась в VIII-IХ веках, когда на крутой излучине левого берега реки Пажи стояло родовое поселение охотников и рыболовов финно-угорского племени меря. К ХIII веку рядом с бывшим мерянским городищем выросло славянское земледельческое селение. Оно могло называться как именем Радонег, так и производным от него именем Радонеж.
В письменных источниках Радонеж впервые упоминается в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты (1325-1340) как село Радонежское. Великий князь завещал село своей жене княгине Ульяне с младшими детьми. Житие Преподобного Сергия, составленное в начале ХV века, свидетельствует, что при Иване Калите в "весь, глаголемую Радонеж" переселились многие жители Ростова, который тогда подчинялся Москве. В их числе был знатный, но обедневший боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями: старшим Стефаном, средним Варфоломеем и младшим Петром. Стефан и Пётр избрали мирскую жизнь в супружестве и на службе у великого князя. Варфоломей же, с юных лет особо приверженный духу иночества и служению церковному, мечтал удалиться в монастырь. Тем не менее, по просьбе родителей он остался с ними, утешая их в старости и немощи. Так, в послушании родителям и в заботе о них прошла мирская жизнь Варфоломея в селе Радонежском. Лишь по кончине Кирилла и Марии, принявших иноческий постриг в небольшом Покровском монастыре в Хотькове и там же погребённых, Варфоломей приступил к исполнению заветного намерения. Оставив отчий дом на младшего брата, Варфоломей отправился на "взыскание места пустынного". Здесь, на Маковце, Варфоломей с помощью старшего брата основал скромную Троицкую пустынь – основу будущей великой Лавры. Владел Радонежьем тогда Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), один из героев Куликовской битвы в 1380 году, и, конечно же, неоднократно посещал Троице-Сергиев монастырь, присылая пития "в потешение старцу с братьями".
При князе Владимире село Радонежское превратилось в городок Радонеж. Пролегавшая рядом с городком оживлённая Переславская дорога снабжала товарами местный торг, позволяла собирать в пользу князя торговые и проездные (мытные) пошлины. Серпуховскому князю Владимиру Храброму наследовал его четвёртый сын Андрей Владимирович (1410-1426). Получив в наследство наряду с сельскими волостями "Радонеж с тамгою и с мыты…", князь Андрей Радонежский сделал этот городок столицей своего маленького княжества. Унаследовав Радонеж, князь стал владетелем земель вокруг Троице-Сергиева монастыря. По примеру отца князь помогал Троицкой обители, основателя которой знал с самого детства. В 1422 году, в 30-летнюю годовщину памяти Преподобного Сергия, князь Андрей передал монастырю три ближайших села, тем самым создав материальную основу дальнейшего существования обители. Князь участвовал в торжестве обретения мощей Преподобного Сергия, в строительстве белокаменного Троицкого собора. В 1426 году он стал усыпальницей князя. Так проявилась историческая и духовная связь Радонежа и Свято-Троицкого монастыря. В 1456 году Радонеж с волостями возвратили московским государям, и он получил новый статус и название – село Городок. В годы Смуты начала ХVII века Городок наряду с другими сёлами вокруг Троице-Сергиева монастыря был разорён и запустел, часть его жителей укрылись за неприступными для врагов стенами Троицкой обители. Храм, конечно же, был сожжён. В 1616 году царь Михаил Фёдорович в уважение памяти Преподобного Сергия Радонежского передал запустевшее село Городок во владение Троице-Сергиева монастыря. В вотчине владений Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года – Лавра) село Городок находилось вплоть до 1764 года, когда во исполнение указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения было переведено в собственность государства, каковым считалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.
Святой Радонежье!Святой Радонежье!
Ныне напоминанием о древнем городе, существовавшем с тех далёких времён, являются оплывшие крепостные валы да церковь в честь Преображения Господня, что стоит на западной окраине села, на краю откоса, обращённого одной стороной к речке Паже, другой – к древнему городищу. Во времена князя Владимира Храброго на её месте стояла охранная башня Радонежской крепости. Преображенской церкви в с. Радонежском предшествовала церковь Рождества Христова, упомянутая в Житии Преподобного Сергия. Именно при Христорождественской церкви, согласно Житию Преподобного, поселилась семья боярина Кирилла, когда переехала из Ростова в село Радонежское. Преображенская церковь в Городке была построена в Троице-Сергиевом монастыре в начале правления царя Михаила Фёдоровича при возрождении запустевшего в Смутное время знатного села. Из брёвен царской повалуши, деревья которой были срублены в окрестностях Троицкой обители, архимандрит обители Дионисий с братией присылает в Радонеж на строительство храма. Из этих-то брёвен в 1618 году и была собрана деревянная церковь, посвящённая празднику Преображения Господня, с приделами Преподобных Сергия Радонежского и Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Всё убранство церкви – образа, свечи, книги и колокола на небольшой колокольнице – предоставил монастырь. Первого настоятеля Преображенской церкви звали Симеон. Он присутствовал непосредственно при заключении 1 декабря 1618 года в деревне Деулино мирного договора между Московским государством и Речью Посполитой. Там он провёл обряд крестоцелования. Село Городок и соседнее село Воздвиженское вошли в историю под названием "Хованщина" – мятежа московских стрельцов во главе с начальником Стрелецкого приказа князем Иваном Хованским в 1682 году. После того как в сентябре этого года князю Ивану Хованскому и его сыну Андрею по приказу царевны Софьи Алексеевны в селе Воздвиженском отрубили головы, их тела похоронили "на Городце", то есть на погосте, где ранее стояла Афанасовская церковь. Память об утраченном храме и заброшенном погосте при нём сохранилась в топониме Афанасовский Луг.
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.
Церковь Преображения Господня с середины ХVII века оставалась единственным храмом села Городок. Вплоть до ХIХ века она была деревянной и, конечно же, неоднократно реконструировалась то из-за ветхости, то из-за очередного пожара. Существующая каменная церковь построена в 1836-1840 годах. Её архитектура традиционна для приходских церквей того времени. Тем не менее Преображенская церковь в Радонеже признана одним из лучших образцов стиля ампир. Автором проекта церкви предположительно был выходец из семьи крепостных крестьян А. Г. Григорьев (1782-1868), признанный ведущим архитектором московского ампира. В 1854 году вокруг храма построили каменную ограду с металлическими решётками и четырьмя угловыми башенками. В 1860-х годах колокольню, стоявшую отдельно от церковной трапезной, соединили с ней узким переходом. На колокольне имелось 7 колоколов, главный из которых весил более 202 пудов (более 3,3 тонны). В церкви сохранились деревянные иконостасы, украшенные резьбой и позолотой: пятиярусный – в храме, двухъярусный – в приделе Преподобного Сергия Радонежского, что в трапезной. Иконы для иконостасов написаны лаврскими художниками во второй половине ХIХ века. На стенах и сводах фрагментарно сохранилась масляная живопись 1870 года, исполненная художником Сергиевского посада И. М. Малышевым (1802-1880). Выходец из бедной семьи лаврского служителя, Малышев при поддержке Лавры обучился основам живописного искусства, затем окончил Академию художеств в Петербурге. Став свободным художником, он жил в Сергиевском посаде, выполнял заказы Лавры и даже членов императорской семьи.
Трудные времена для церкви Преображения Господня, её служителей и прихожан наступили в 1930-х годах. В декабре 1934 года власти запретили производить колокольный звон в церквах села Городок и соседнего с ним Воздвиженского. Два года спустя общину верующих села Городок вынудили сдать в пользу государства ризы с хранившихся в Преображенском храме икон Божией Матери Казанской и Смоленской. Наконец, распоряжением властей Московской области весной 1941 года Преображенскую церковь якобы по просьбе общего собрания жителей Городка закрыли и превратили в сельский клуб. Ходатайство бывших прихожан об открытии церкви, поданное властям в январе 1943 года, было признано нецелесообразным. Перемены к лучшему для Преображенского храма начались в 1974 году, когда её передали в ведение Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Музей развернул в церкви экспозицию, посвящённую истории древнего Радонежа. Следствием популяризации истории Радонежа стали признание Преображенской церкви памятником и проведение неотложных реставрационных работ.
Архитектура храма Спаса Преображения в Радонеже.Архитектура храма Спаса Преображения в Радонеже.
Перед северным фасадом Преображенской церкви раскинулась обширная площадь. Западнее площади, на краю склона, обращённого к древнему Радонежскому городищу, возвышается необычного вида памятник, установленный на круглой насыпи полутораметровой высоты. На плоской вершине насыпи застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова старца накрыта надвинутым на лоб куколем, глаза прикрыты. Его руки молитвенно сложены на груди и охраняющим куполом над головой фигурки отрока Варфоломея. В руках отрока – образ ветхозаветной Троицы. Жестом руки старец как бы благословляет и в то же время охраняет отрока, которому предстоит долгий и трудный путь духовного совершенствования и служения Православной Церкви, народу и Отечеству. У основания холма установлена памятная табличка с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия". Памятник работы скульптора В. М. Клыкова открыли в мае 1988 года в честь 1000-летия Крещения Руси. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков изобразил отрока Варфоломея с иконой Троицы в руках внутри трехметровой фигуры старца-схимника.
Памятник Сергию Радонежскому.Памятник Сергию Радонежскому.
Это был первый скульптурный памятник святому Сергию после 1917 года. До этого скульптурные изображения преподобного появлялись два раза: в 1862 году на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде и на горельефе храма Христа Спасителя в Москве в 1849 году. Сегодня в Подмосковье есть еще, по меньшей мере, девять памятников Сергию Радонежскому. В Сергиевом Посаде в 2000 году установили памятник у стен Лавры, а в 2014 году появилось еще два: памятный знак «Чудо о птицах» на смотровой площадке и композиция со святыми Кириллом, Марией, отроком Варфоломеем и его братьями. Подобный памятник семьи преподобного Сергия есть в Хотьково. Кроме того, памятники Сергию стоят в Старо-Голутвином монастыре в Коломне, в Лужниках Ступинского района, селе Образцово Щелковского района, в Талицах Пушкинского района. В сентябре 2017 года памятник Сергию установили у Сретенской церкви в Новой Деревне, а в декабре 2017 года четырехметровый памятник появился в Кашире на территории храма Николы Ратного.
В 1987 году состоялась первая попытка поставить памятник преподобному Сергию в Радонеже. Участник события Сергиево-Посадский художник Иван Иванович Харченко вспоминал, как непросто в те годы было установить скульптуру святому. По телевидению инициаторов акции назвали экстремистами. Подмосковный военный гарнизон перекрыл дороги и подъезды к селу Городок, чтобы пресечь поток людей на открытие памятного знака. Саму скульптуру арестовали и изъяли в Мытищах на пути из московской мастерской Клыкова в Радонеж. Иван Иванович Харченко запомнил, что на сорванное властями открытие памятника в селе Городок все равно пришло много людей. В какой-то момент небо над храмом заволокла грозовая туча, и пошел ливень. Неожиданно дождь прекратился, и небо озарила радуга. Через год на праздник Троицы памятник все же установили и на это раз с согласия властей. В октябре следующего, 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж. С открытием памятника Преподобному Сергию Радонежскому и с возвращением древнему Радонежу его исторического имени открылась новая глава в истории Преображенской церкви. Переданная в ведение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, она стала центром подчинённого ей небольшого Радонежского подворья. Рядом с Преображенской церковью стоит часовня блаженной Матроны, которую построили в стиле греческого православного зодчества. Бросается в глаза её необычное черепичное покрытие, характерное для Византии, Сербии, Греции и других Балканских стран. Ее украшает крохотная звонница над папертью с единственным небольшим колоколом. Плинфу (плоский кирпич) и черепицу привезли из греческого города Салоники в Радонеж в 2013 году.
Часовня блаженной Матроны Московской.Часовня блаженной Матроны Московской.
Внутри часовни в нише помещена фреска блаженной Матроны. Слева под стеклом хранится часть кладки от склепа, в котором была похоронена блаженная на Даниловском кладбище в Москве. Справа стоит другая святыня – крест, который стоял на могиле святой. В 1990-е годы мощи Матроны переместили из Даниловского кладбища в женский Покровский монастырь, но место и предметы с ее могилы все равно почитаются верующими.
Святой источник.Святой источник.
В низине у берега реки Пажи оборудован святой источник. Его украшает действующее колесо водяной мельницы. Здесь есть две купальни и водоразборные фонтаны, за которыми стоит подобие иконостаса с позолоченными главками. В «иконостасе» помещены три ростовых образа. В центре изображен преподобный Сергий, а слева и справа от него стоят мать и отец – Мария и Кирилл. Родители Сергия Радонежского скончались в Покровском монастыре соседнего Хотьково. Супругов прославили в лике святых в 1992 году, хотя их почитание известно с древних времен. Обычай идти в Хотьковский Покровский монастырь, чтобы поклониться могиле родителей Радонежского святого, был частью пешего богомольного пути из Москвы. Его совершали и простолюдины, и цари…
Фотографии выполнены 16 апреля 2018 г.Фотографии выполнены 16 апреля 2018 г.
Все фотографии выполнены автором этой статьи.