darbogu

с. Радонеж. Сергиево-Посадский городской округ. Церковь Спаса Преображения и часовня блаженной Матроны Московской. | Истории храмов России | Дзен

0 85

27 мартаПутешествияБольше по теме

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни. Родился святой в Ростовском княжестве, а прославился и скончался в основанной им Троицкой обители в 15 километрах севернее Радонежа. В селе, где прошли детские годы преподобного, находится Преображенский храм XIXвека, необычная часовня блаженной Матроны Московской, святой источник и знаменитый памятник работы скульптора В. М. Клыкова. Родители преподобного Сергия были родом из Ростова, но в 1328 году семья вынужденно переселилась ближе к Москве в Радонеж. На новом месте Кирилл и Мария построили дом недалеко от церкви Рождества Христова. Никаких следов храма, стены которого помнили Сергия и его родителей, не осталось. В XIV-XVI веках, по легенде, в Радонеже будто бы стояло семь церквей и два монастыря. Писатель и фольклорист XIX века Иван Михайлович Снегирев предположил, что речь могла идти о семи крохотных деревянных церквицах. Церквица – это изба с прирубленным алтарем, вмещавшая не больше семи человек. Под двумя монастырями могли понимать не полноценные обители, а монастырьки. Монастырек состоял из церквицы, двух или трех изб и ограды в виде тына. Легенда о семи церквях и двух монастырях имела историческое основание. Такое количество храмов строили только в городах. Действительно, село Радонеж в XV- XVI веках было городом. Поселение даже недолго имело статус столицы удельного Радонежского княжества. В излучине реки Пажи князь Андрей Иванович насыпал валы и возвел деревянную крепость. Оборонительный город Радонеж просуществовал до Смутного времени, а после уже не восстанавливался. В XIX веке исследователи старины еще находили остатки валов древней крепости. В документах село долго называли Городец, Городок Радонежский или просто Городок. Последнее название сохранялось за селом вплоть до 1989 года.

Польский археолог и этнограф Зориан Доленга-Ходаковский в 1820-е годы выдвинул версию, что в Радонеже располагались остатки славянского языческого капища под открытым небом, окруженные священными урочищами. Ходаковский путешествовал по центральной и северо-западной России и посетил сотни древних городищ и курганов. В конце долгого путешествия он прибыл на телеге местной крестьянки в село Городок-Радонеж. Старожилы и священник рассказали Ходаковскому о городище и двух урочищах вблизи Радонежа: Белые боги и Могильцы. Позднее И. М. Снегирев и писатель Константин Сергеевич Аксаков также заинтересовались урочищем Белые боги. Они записали рассказы стариков о том, что здесь раньше лежали пять каменных идолов. Преподобный Сергий, по местным преданиям, положил на эти языческие изваяния крест.

В первой половине XVII века царь Михаил Федорович Романов отдал Радонеж во владение Троице-Сергиеву монастырю, и в селе построили новую церковь. Строителями храма стали Троицкий игумен Дионисий и келарь Авраамий Палицын. Они попросили царя отдать им из соседнего села Воздвиженского высокую избу при хоромах – повалушу. В Воздвиженском раньше находился дворец для отдыха царей, путешествующих в Троице-Сергиев монастырь. Повалуша была разобрана, а ее бревна перенесены на новое место для постройки церкви. Этот храм простоял двести лет, но, к сожалению, сгорел в начале XIX века. Радонеж, связанный с именем Преподобного Сергия (1314-1392) и неотделимый от начальной истории Троицкой Лавры, – это одно из наиболее значимых исторических мест Российского государства. История Радонежа началась в VIII-IХ веках, когда на крутой излучине левого берега реки Пажи стояло родовое поселение охотников и рыболовов финно-угорского племени меря. К ХIII веку рядом с бывшим мерянским городищем выросло славянское земледельческое селение. Оно могло называться как именем Радонег, так и производным от него именем Радонеж.

В письменных источниках Радонеж впервые упоминается в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты (1325-1340) как село Радонежское. Великий князь завещал село своей жене княгине Ульяне с младшими детьми. Житие Преподобного Сергия, составленное в начале ХV века, свидетельствует, что при Иване Калите в "весь, глаголемую Радонеж" переселились многие жители Ростова, который тогда подчинялся Москве. В их числе был знатный, но обедневший боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями: старшим Стефаном, средним Варфоломеем и младшим Петром. Стефан и Пётр избрали мирскую жизнь в супружестве и на службе у великого князя. Варфоломей же, с юных лет особо приверженный духу иночества и служению церковному, мечтал удалиться в монастырь. Тем не менее, по просьбе родителей он остался с ними, утешая их в старости и немощи. Так, в послушании родителям и в заботе о них прошла мирская жизнь Варфоломея в селе Радонежском. Лишь по кончине Кирилла и Марии, принявших иноческий постриг в небольшом Покровском монастыре в Хотькове и там же погребённых, Варфоломей приступил к исполнению заветного намерения. Оставив отчий дом на младшего брата, Варфоломей отправился на "взыскание места пустынного". Здесь, на Маковце, Варфоломей с помощью старшего брата основал скромную Троицкую пустынь – основу будущей великой Лавры. Владел Радонежьем тогда Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), один из героев Куликовской битвы в 1380 году, и, конечно же, неоднократно посещал Троице-Сергиев монастырь, присылая пития "в потешение старцу с братьями".

При князе Владимире село Радонежское превратилось в городок Радонеж. Пролегавшая рядом с городком оживлённая Переславская дорога снабжала товарами местный торг, позволяла собирать в пользу князя торговые и проездные (мытные) пошлины. Серпуховскому князю Владимиру Храброму наследовал его четвёртый сын Андрей Владимирович (1410-1426). Получив в наследство наряду с сельскими волостями "Радонеж с тамгою и с мыты…", князь Андрей Радонежский сделал этот городок столицей своего маленького княжества. Унаследовав Радонеж, князь стал владетелем земель вокруг Троице-Сергиева монастыря. По примеру отца князь помогал Троицкой обители, основателя которой знал с самого детства. В 1422 году, в 30-летнюю годовщину памяти Преподобного Сергия, князь Андрей передал монастырю три ближайших села, тем самым создав материальную основу дальнейшего существования обители. Князь участвовал в торжестве обретения мощей Преподобного Сергия, в строительстве белокаменного Троицкого собора. В 1426 году он стал усыпальницей князя. Так проявилась историческая и духовная связь Радонежа и Свято-Троицкого монастыря. В 1456 году Радонеж с волостями возвратили московским государям, и он получил новый статус и название – село Городок. В годы Смуты начала ХVII века Городок наряду с другими сёлами вокруг Троице-Сергиева монастыря был разорён и запустел, часть его жителей укрылись за неприступными для врагов стенами Троицкой обители. Храм, конечно же, был сожжён. В 1616 году царь Михаил Фёдорович в уважение памяти Преподобного Сергия Радонежского передал запустевшее село Городок во владение Троице-Сергиева монастыря. В вотчине владений Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года – Лавра) село Городок находилось вплоть до 1764 года, когда во исполнение указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения было переведено в собственность государства, каковым считалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Святой Радонежье!Святой Радонежье!Святой Радонежье!

Ныне напоминанием о древнем городе, существовавшем с тех далёких времён, являются оплывшие крепостные валы да церковь в честь Преображения Господня, что стоит на западной окраине села, на краю откоса, обращённого одной стороной к речке Паже, другой – к древнему городищу. Во времена князя Владимира Храброго на её месте стояла охранная башня Радонежской крепости. Преображенской церкви в с. Радонежском предшествовала церковь Рождества Христова, упомянутая в Житии Преподобного Сергия. Именно при Христорождественской церкви, согласно Житию Преподобного, поселилась семья боярина Кирилла, когда переехала из Ростова в село Радонежское. Преображенская церковь в Городке была построена в Троице-Сергиевом монастыре в начале правления царя Михаила Фёдоровича при возрождении запустевшего в Смутное время знатного села. Из брёвен царской повалуши, деревья которой были срублены в окрестностях Троицкой обители, архимандрит обители Дионисий с братией присылает в Радонеж на строительство храма. Из этих-то брёвен в 1618 году и была собрана деревянная церковь, посвящённая празднику Преображения Господня, с приделами Преподобных Сергия Радонежского и Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Всё убранство церкви – образа, свечи, книги и колокола на небольшой колокольнице – предоставил монастырь. Первого настоятеля Преображенской церкви звали Симеон. Он присутствовал непосредственно при заключении 1 декабря 1618 года в деревне Деулино мирного договора между Московским государством и Речью Посполитой. Там он провёл обряд крестоцелования. Село Городок и соседнее село Воздвиженское вошли в историю под названием "Хованщина" – мятежа московских стрельцов во главе с начальником Стрелецкого приказа князем Иваном Хованским в 1682 году. После того как в сентябре этого года князю Ивану Хованскому и его сыну Андрею по приказу царевны Софьи Алексеевны в селе Воздвиженском отрубили головы, их тела похоронили "на Городце", то есть на погосте, где ранее стояла Афанасовская церковь. Память об утраченном храме и заброшенном погосте при нём сохранилась в топониме Афанасовский Луг.

Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.

Церковь Преображения Господня с середины ХVII века оставалась единственным храмом села Городок. Вплоть до ХIХ века она была деревянной и, конечно же, неоднократно реконструировалась то из-за ветхости, то из-за очередного пожара. Существующая каменная церковь построена в 1836-1840 годах. Её архитектура традиционна для приходских церквей того времени. Тем не менее Преображенская церковь в Радонеже признана одним из лучших образцов стиля ампир. Автором проекта церкви предположительно был выходец из семьи крепостных крестьян А. Г. Григорьев (1782-1868), признанный ведущим архитектором московского ампира. В 1854 году вокруг храма построили каменную ограду с металлическими решётками и четырьмя угловыми башенками. В 1860-х годах колокольню, стоявшую отдельно от церковной трапезной, соединили с ней узким переходом. На колокольне имелось 7 колоколов, главный из которых весил более 202 пудов (более 3,3 тонны). В церкви сохранились деревянные иконостасы, украшенные резьбой и позолотой: пятиярусный – в храме, двухъярусный – в приделе Преподобного Сергия Радонежского, что в трапезной. Иконы для иконостасов написаны лаврскими художниками во второй половине ХIХ века. На стенах и сводах фрагментарно сохранилась масляная живопись 1870 года, исполненная художником Сергиевского посада И. М. Малышевым (1802-1880). Выходец из бедной семьи лаврского служителя, Малышев при поддержке Лавры обучился основам живописного искусства, затем окончил Академию художеств в Петербурге. Став свободным художником, он жил в Сергиевском посаде, выполнял заказы Лавры и даже членов императорской семьи.

Трудные времена для церкви Преображения Господня, её служителей и прихожан наступили в 1930-х годах. В декабре 1934 года власти запретили производить колокольный звон в церквах села Городок и соседнего с ним Воздвиженского. Два года спустя общину верующих села Городок вынудили сдать в пользу государства ризы с хранившихся в Преображенском храме икон Божией Матери Казанской и Смоленской. Наконец, распоряжением властей Московской области весной 1941 года Преображенскую церковь якобы по просьбе общего собрания жителей Городка закрыли и превратили в сельский клуб. Ходатайство бывших прихожан об открытии церкви, поданное властям в январе 1943 года, было признано нецелесообразным. Перемены к лучшему для Преображенского храма начались в 1974 году, когда её передали в ведение Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Музей развернул в церкви экспозицию, посвящённую истории древнего Радонежа. Следствием популяризации истории Радонежа стали признание Преображенской церкви памятником и проведение неотложных реставрационных работ.

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-3

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-4

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-5

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-6

Архитектура храма Спаса Преображения в Радонеже.Архитектура храма Спаса Преображения в Радонеже.Архитектура храма Спаса Преображения в Радонеже.

Перед северным фасадом Преображенской церкви раскинулась обширная площадь. Западнее площади, на краю склона, обращённого к древнему Радонежскому городищу, возвышается необычного вида памятник, установленный на круглой насыпи полутораметровой высоты. На плоской вершине насыпи застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова старца накрыта надвинутым на лоб куколем, глаза прикрыты. Его руки молитвенно сложены на груди и охраняющим куполом над головой фигурки отрока Варфоломея. В руках отрока – образ ветхозаветной Троицы. Жестом руки старец как бы благословляет и в то же время охраняет отрока, которому предстоит долгий и трудный путь духовного совершенствования и служения Православной Церкви, народу и Отечеству. У основания холма установлена памятная табличка с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия". Памятник работы скульптора В. М. Клыкова открыли в мае 1988 года в честь 1000-летия Крещения Руси. Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков изобразил отрока Варфоломея с иконой Троицы в руках внутри трехметровой фигуры старца-схимника.

Памятник Сергию Радонежскому.Памятник Сергию Радонежскому.Памятник Сергию Радонежскому.

Это был первый скульптурный памятник святому Сергию после 1917 года. До этого скульптурные изображения преподобного появлялись два раза: в 1862 году на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде и на горельефе храма Христа Спасителя в Москве в 1849 году. Сегодня в Подмосковье есть еще, по меньшей мере, девять памятников Сергию Радонежскому. В Сергиевом Посаде в 2000 году установили памятник у стен Лавры, а в 2014 году появилось еще два: памятный знак «Чудо о птицах» на смотровой площадке и композиция со святыми Кириллом, Марией, отроком Варфоломеем и его братьями. Подобный памятник семьи преподобного Сергия есть в Хотьково. Кроме того, памятники Сергию стоят в Старо-Голутвином монастыре в Коломне, в Лужниках Ступинского района, селе Образцово Щелковского района, в Талицах Пушкинского района. В сентябре 2017 года памятник Сергию установили у Сретенской церкви в Новой Деревне, а в декабре 2017 года четырехметровый памятник появился в Кашире на территории храма Николы Ратного.

В 1987 году состоялась первая попытка поставить памятник преподобному Сергию в Радонеже. Участник события Сергиево-Посадский художник Иван Иванович Харченко вспоминал, как непросто в те годы было установить скульптуру святому. По телевидению инициаторов акции назвали экстремистами. Подмосковный военный гарнизон перекрыл дороги и подъезды к селу Городок, чтобы пресечь поток людей на открытие памятного знака. Саму скульптуру арестовали и изъяли в Мытищах на пути из московской мастерской Клыкова в Радонеж. Иван Иванович Харченко запомнил, что на сорванное властями открытие памятника в селе Городок все равно пришло много людей. В какой-то момент небо над храмом заволокла грозовая туча, и пошел ливень. Неожиданно дождь прекратился, и небо озарила радуга. Через год на праздник Троицы памятник все же установили и на это раз с согласия властей. В октябре следующего, 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж. С открытием памятника Преподобному Сергию Радонежскому и с возвращением древнему Радонежу его исторического имени открылась новая глава в истории Преображенской церкви. Переданная в ведение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, она стала центром подчинённого ей небольшого Радонежского подворья. Рядом с Преображенской церковью стоит часовня блаженной Матроны, которую построили в стиле греческого православного зодчества. Бросается в глаза её необычное черепичное покрытие, характерное для Византии, Сербии, Греции и других Балканских стран. Ее украшает крохотная звонница над папертью с единственным небольшим колоколом. Плинфу (плоский кирпич) и черепицу привезли из греческого города Салоники в Радонеж в 2013 году.

Часовня блаженной Матроны Московской.Часовня блаженной Матроны Московской.Часовня блаженной Матроны Московской.

Внутри часовни в нише помещена фреска блаженной Матроны. Слева под стеклом хранится часть кладки от склепа, в котором была похоронена блаженная на Даниловском кладбище в Москве. Справа стоит другая святыня – крест, который стоял на могиле святой. В 1990-е годы мощи Матроны переместили из Даниловского кладбища в женский Покровский монастырь, но место и предметы с ее могилы все равно почитаются верующими.

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-10

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-11

Святой источник.Святой источник.Святой источник.

В низине у берега реки Пажи оборудован святой источник. Его украшает действующее колесо водяной мельницы. Здесь есть две купальни и водоразборные фонтаны, за которыми стоит подобие иконостаса с позолоченными главками. В «иконостасе» помещены три ростовых образа. В центре изображен преподобный Сергий, а слева и справа от него стоят мать и отец – Мария и Кирилл. Родители Сергия Радонежского скончались в Покровском монастыре соседнего Хотьково. Супругов прославили в лике святых в 1992 году, хотя их почитание известно с древних времен. Обычай идти в Хотьковский Покровский монастырь, чтобы поклониться могиле родителей Радонежского святого, был частью пешего богомольного пути из Москвы. Его совершали и простолюдины, и цари…

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-13

Название села Радонеж вошло в имя преподобного Сергия, хотя здесь он провел только семь лет жизни.-14

Фотографии выполнены 16 апреля 2018 г.Фотографии выполнены 16 апреля 2018 г.Фотографии выполнены 16 апреля 2018 г.

Все фотографии выполнены автором этой статьи.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.