Все под Небом: уникальная иконопись Русского Севера
Все под Небом: уникальная иконопись Русского Севера
Христианство пришло на Русь в X веке и по мере своего распространения все больше обрастало национальными чертами. Святые «обживались» на русской земле, архитектура храмов и иконопись, изначально заимствованные из византийской культуры, приобретали местные особенности, характерные для каждого из регионов. Одним из таких явлений стали Небеса – пример оформления перекрытия внутреннего пространства храма, уникальный для земель Русского Севера. В петербургском Музее христианской культуры Небесам посвящен отдельный зал.
Поднять глаза к Небу
Украшение подкупольного пространства всегда было важным элементом в оформлении соборов и церквей. Всем хорошо знакомы примеры мозаик и фресок, сохранившихся в Европе. Небеса Русского Севера были своего рода закономерным продолжением этой традиции. Молящиеся поднимали глаза наверх и видели над собой иконы с изображением Иисуса Христа, ангелов и святых. Однако Небеса имели не только эстетический, но и практический характер. Промозглые северные ветра в холодное время года не позволяли полностью протопить весь храм, а низкое перекрытие ограничивало пространство, а значит, сохранить тепло было намного легче. Роспись при этом (основным цветом в ней, конечно, был небесно-голубой) создавала иллюзию большого объема.
Что же такое Небеса на практике? Они представляли собой каркасный потолок, состоящий из центрального медальона и упирающихся в него трапециевидных граней. Лучше всего это наглядно продемонстрировано на деревянном макете, специально созданным для экспозиции в Музее христианской культуры.
Что изображено?
В коллекции зрители также могут увидеть пять масштабных икон, некогда бывших частью Небес в одном из храмов Обонежья начала XVIII века. В центре – круглая икона Христа, которого обрамляют ангелы в в дьяконских и священнических с литургическими атрибутами в руках: кувшином, кадилом, копием и просфорами. Изображение Небесной литургии в момент Великого схода было довольно распространенной тематикой для северных «фресок», а вот самих граней Небес изначально было намного больше. В каждом отдельно случае их количество зависело от масштабов храма. К примеру, в утраченном в результате пожара в августе 2018 года Храме Успения Пресвятой Богородицы в карельском городе Кондопога, потолочное перекрытие состояло из 16 фрагментов.
Пытливые посетители сразу же обратят внимание, что представленные в Музее иконы прямоугольные, в то время как Небеса состояли именно из трапециевидных граней. «Легко заметить, что нижние углы были отпилены и уже затем надставлены на верхние, – поясняет Ная Павлова, методист Музея, – Нельзя доподлинно установить причину такого решения. Скорее всего, в таком виде росписи было проще продать или выставить в виде отдельных икон в другом храме или музее».
К сожалению, многие из Небес Русского Севера были уничтожены во время гонений на церковь в первой половине XX века. Другие же пострадали позднее от рук грабителей и охотников за ценностями искусства… Сохранить элементы этого уникального явления и рассказать историю его появления – одна из задач, которую ставит перед собой Музей христианской культуры. Увидеть уникальный зал, а также другие редкие экспонаты, все желающие могут ежедневно, кроме понедельника, в переулке Лодыгина, дом 5.
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
🙏🏻 наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
5536 9137 6740 6735
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!