Почему молитва дома не может заменить молитву в храме?
Молитва – это общение с Богом, разговор с Ним и единение. Любой священнослужитель и православный христианин может долго рассказывать о важности молитвы для спасения души. И каждому христианину предписано молиться где бы то ни было: дома, по пути на работу, на работе, в школе, в храме, в лесу… Список неисчерпывающий, поэтому молиться можно в любую свободную минуту, где только можно. Господь слышит нас везде.
Но некоторые могут заявить: «Ведь если Господь слышит нас везде, то какая разница, где молиться: в храме или дома?». И порой доходят до того, что пренебрегают посещением храма, заменяя это домашней молитвой. Но может ли домашняя молитва заменить молитву в храме? Об этом мы сегодня и поговорим.
В Никео-Цареградском Символе веры (IV век н.э.), который должен знать каждый православный христианин, 9-й догмат гласит:
«(верую) Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».
Каждый православный верит в Соборную Церковь. Соборность означает духовное единство всех членов под Главой Церкви – Иисуса Христа. То есть, здесь подчеркивается, что все мы духовно едины и едино молимся Господу, а это нужно делать, как ни странно, в храме каждое воскресенье.
В Священном Писании сказано, что если двое будут просить вместе на земле у Бога Отца, то все будет подано им, и что если соберутся двое или трое во имя Господа, то Господь непременно будет там среди них (Мф. 18:19-20). Господь говорит нам, что если мы будем просить совместно в Церкви, то это исполнится. Как мы видим, в Новом Завете подчеркивается особая сила совместной молитвы.
Филарет Дроздов (XIX век) толкует это место из Евангелия следующим образом: если усердно и единодушно молиться, то сила молитвы каждого человека увеличивается. То есть, святой отец подводит к мысли, что совместная молитва сильнее молитвы одного человека. Поскольку в домашней среде мы зачастую молимся одни, а в любом храме – совместно, то в храме наша молитва более воздействует на Бога и слышима Им особенно.
Преподобный Иустин Попович (XX век) также проповедует, что церковная молитва в соборной Церкви – всемогуща, и что двое, если «согласятся Духом Святым в Церкви», получают все, что просят в молитве, от Бога Отца. Преподобный к тому же акцентирует внимание, что вся сила христиан – в Соборности, которая выражена в Церкви, о чем мы и говорили ранее.
Кроме того, в храме может быть проще сосредоточиться и собраться с мыслями, отвлечься от суеты и погрузиться целиком в общение с Богом. Этому способствует особая благодать и церковная атмосфера, когда христианина окружают иконы и другие молящиеся прихожане. Однако здесь все зависит от самого человека: кто-то, даже находясь в Церкви, не может сосредоточиться и рассеивается, отвлекаясь на посторонние мысли. В то время как другой человек вполне способен концентрироваться на молитве и дома. Хотелось бы отметить, что очень важно дисциплинировать свой ум, приучая себя к молитве в любых условиях.
Помимо самой молитвы, для Господа важно то, что человек пришел в Церковь. В современном ритме жизни мало кто посещает храм каждое воскресенье, поэтому, если христианин находит время для посещения Дома Божьего и регулярно приходит туда, то это, несомненно, особенно ценно в глазах Господа. Поэтому, если стоит выбор между домашней молитвой и молитвой в храме, – конечно, стоит не упускать возможность и посетить храм.
Напоследок хочется также упомянуть слова схиархимандрита Виталия Сидоренко о том, что «домашняя молитва за несколько дней не заменит и одного «Господи, помилуй» и поклона, сделанного в Церкви».
И как проповедовал апостол Павел: «Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17).