darbogu

Женщину без платка и в брюках выгнали из храма, и явилась Богородица, вразумив служащюю из церкви. Так в чем же теперь пойти в храм?

0 82

Этот инцидент произошёл в одном из православных храмов. В один из дней в церковь вошла молодая женщина, одетая в джинсы и футболку, и, конечно же, без головного убора. Её присутствие привлекло внимание одной старушки, которая подошла к ней с упрёком:

— Да как ты смеешь приходить сюда в такой одежде? Здесь тебе не место, и это не место для каких-то там танцев, это дом Господень. Вернись домой, переоденься и только потом приходи, а в таком виде тут делать нечего тебе!

Склонив голову, девушка медленно направилась к выходу, в то время как старушка продолжила совершать благоговейно свои молитвы.

Резкие слова старушки привели девушку в шок и она побоялась снова прийти в храм, даже в другой одежде.

После службы, решив вздремнуть, старушка, как вдруг увидела во сне Богородицу, которая с печалью в голосе сказала ей:

— Что ты сделала? Почему ты изгнала сегодня эту девушку из храма? Я так долго ждала её… Пять лет понадобилось, чтобы она сегодня пришла в дом Господень.

Пусть эта история послужит нам всем уроком, братьям и сестрам во Христе. Мы ведь не всегда можем знать, по каким путям люди приходят в храм. Многие ищут там поддержку и утешение, но вместо этого сталкиваются с порицанием и агрессивными возражениями.

Если мы уже являемся «взрослыми» в вере, а те, кто приходит впервые, всё ещё «дети», то разве не о детях сказал милосердный Господь: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» (Мф.19:14)?

Давайте же будем более снисходительны и терпимы друг к другу.

Этот случай потом был переложен на притчу, некоторые думают, что это неправда. На самом деле она была написана на основе реального случая.

Но это и не единственный подобный случай.

В одну из литургий митрополит Антоний Сурожский вышел на проповедь и сказал самую короткую проповедь за всю свою жизнь. Он очень был опечален и переживал сильно, как личную трагедию:

"Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. 

Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм." 

Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь. 

В храме стояла гробовая тишина и люди были в некотором смысле шокированы, а если были точнее обличены.

С ведь и правда, мы очень часто ведем себя не как христиане и эта жестокость, грубость и показность знания своей веры, зачастую нас и обличает, что мы ничего не знаем на самом-то деле.

«Я знаю священников, которые с амвона запрещали делать какие бы то ни было замечания в храме вообще. Говорили: в храме замечания делаю только я».

И это самое верное решение.

Протоиерей Димитрий Смирнов и вовсе рассказывал следующее:

Мы злых бабушек в своём храме вывели. У нас только одна такая осталась. Но так как она глухая, то ей ничего не возможно объяснить. И она на всех набрасывается со своей клюкой. Я терплю её только из-за её положения.

Такие бабушки распугивают людей. Они исполняют роль демонов, которые препятствуют человеку прийти ко Христу. Про них Христос сказал, что они сами не входят и для других являются препятствием.

Конечно, это враги и Бога, и Церкви. Поэтому их убирать — это очень даже правильное дело. Люди, которые приходят в храм, ожидают в этих стенах чего-то другого. А сталкиваются вот с такими ведьмами, которые клюкой между лопаток тычут и что-то бормочут несуразное, какие-то претензии предъявляют.

Не так одета, не так накрашена… Эти дамы караулят людей, как охотники добычу. Выполняют бесовские функции. Они, по сути, бесноватые. Потому что такое навязчивое желание поучать других — это одна из форм беснования.

Наверное, для кого-то эти довольно резкое замечание будет, но все же, если мы говорим про дом Божий, то в нем должна быть любовь, прежде всего.

Есть и другая сторона – в церковь приходят грешники и здесь же они получают исцеление, то есть прощение грехов, если они, конечно, каются и участвуют в Таинствах Исповеди.

Возвращаясь к внешнему виду, нужно всё-таки понимать, что человек ни разу не посещавший храм, может ошибаться и не стоит брать нахрапом таких людей и указывать им в грубой форме на их одежду. Мы можем внешне быть благопристойными, а внутри гниль. И вот представьте, вам делает замечание старец, который видит весь ваш блуд и прочие грязные мысли. Какова будет реакция? Захочется ли осудить других после этого?!

Для тех же, кто уже давно ведет церковную жизнь и регулярно участвует в Таинствах, скорее всего и так понятно, в чем прийти в храм. Да и не до замечаний такому человеку, ему бы свою душу спасти, потому что все больше грехов открывается ему и борьба это ежедневная не оставляет времени на то, как выглядят другие и что о нем говорят, он весь занят спасением.

Безусловно внешность человека при посещении храма отражает образ христианина: скромность, целомудрие и сосредоточенность. Во время богослужения верующий призван стать частью общей молитвы, гармонично вливаясь в единую духовную симфонию Церкви, не отвлекаясь и не становясь источником отвлечения для других благодаря своему внешнему виду. Цветовая палитра, стилистика и традиции Церкви определяют принципы, которым следует при выборе одежды для богослужений.

К этому человеку уже приходит осознанно, посетив несколько раз храм. Он замечает сам, что нужно быть скромнее, да и одежда становится закрытой.

Важно осознавать, что богослужение является торжеством, и поэтому повседневная, спортивная, домашняя или рабочая одежда, а также неаккуратный вид считаются неподобающими. Фраза "затрапезный вид" подчеркивает обыденность и отсутствие торжественности, что не соответствует духу богослужения. В Евангелии также уделяется внимание внешнему виду, как это видно из притчи о брачном одеянии:

«Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (кромешную). Там будет плач и скрежет зубов. Ибо много званных, а мало избранных!» (Мф. 22:2-14).

Эта притча напоминает о необходимости быть всегда готовым к встрече с Богом. Брачное одеяние в данном контексте служит метафорой. Однако и наша одежда, в некотором смысле, выступает в роли метафоры, отражая внутреннее состояние верующего.

Но мы должны помнить, что замечания в храме все же может делать только священник, если сочтет нужным, нам не следует лезть в душу человека, который впервые ступил на порог храма, иначе может все обернуться как в историях рассказыванных выше.

Есть, конечно, и другие случаи, когда человек не хочет меняться в принципе, но такие люди и на исповеди не о своих грехах говорят, а о чужих, по итогу не принося никакой исповеди.

Правила поведения в православных храмах, включая отсутствие головных уборов у мужчин и ношение юбок и платков женщинами, а также поддержание скромного и аккуратного образа, является общеизвестным. Тем не менее, в современном обществе эти традиции часто воспринимаются как устаревшие и отражающие консервативное религиозное мышление. Приводя в аргументацию мысль о том, что Бог оценивает внутреннее состояние человека, а не его внешность, многие находят церковные оправдания таких требований неубедительными. Однако в христианской духовной жизни каждый аспект, включая внешний вид, поведение и духовное состояние, имеет значение. Современные стандарты внешнего вида не только сохранили свою важность, но и обрели новую интерпретацию.

При первом посещении храма человек сталкивается с непривычным ему миром, управляемым особыми, порой непонятными, правилами. Одним из первых правил, с которым он сталкивается, является внешний вид. Реакции могут быть различными: либо он может принять многовековую традицию, которая, хоть и кажется загадочной, заслуживает уважения; либо он может уйти, возмущённый необходимостью следовать указаниям других; либо же выбрать соблюдение церковных норм, руководствуясь личным выбором и эстетическими предпочтениями, как, например, ношение платка на брюках, имитирующего юбку, или платка на голове вместо головного убора.

С уверенностью можно утверждать, что любой из этих вариантов поведения окажет влияние на духовный путь человека. Как может он найти в себе силу и решимость, и что более важно – желание, отречься от греховных привычек, разорвать незаконные связи, ограничить себя в питании, если даже незначительное требование о соблюдении дресс-кода вызывает раздражение?

Несомненно, наличие юбки или платка не является самоцелью. Делать замечания с любовью, увы, не все умеют, потому лучше если священник поговорит с таким человеком.

Женщина, случайно оказавшаяся рядом с храмом и изъявившая желание помолиться, может войти в него, даже если она одета в брюки. Тем не менее, сегодня нередко можно наблюдать игнорирование христианских традиций в уважении, даже когда люди приходят на службу специально. Хотя выбор юбок может быть ограничен, платки часто доступны в храмах для всех желающих. Тем не менее, некоторые решают их не использовать.

Если это делается специально, чтобы спровоцировать на конфликт, что мы наблюдаем в наши дни, потом еще и в интернет выкладывают видео, то, конечно, это вообще другой вопрос.

В современном обществе, характеризующемся как культура потребления, люди склонны воспринимать мир как гигантский магазин, удовлетворяющий их нужды. В этой концепции Церковь рассматривается как отдел, призванный обеспечивать комфорт души, а Бога принимают лишь в той мере, в которой Он решает личные проблемы человека. Вследствие этого любые требования со стороны Церкви могут вызывать возмущение современного человека.

Увы, многих раздражают даже незначительные неудобства, связанные с соблюдением церковных предписаний, таких как подготовка к Святому Причастию или беседа со священником перед крещением. Они часто задают вопрос: «Не возможно ли упростить процесс?»

То есть вот такое отношение уже говорит в принципе о том, что человеку церковь нужна чисто для своих хотелок, что безусловно неверно.

Однако, независимо от изменений в идеологии современного мира, Церковь остается местом, где служат Богу, а не наоборот. Христианская вера немыслима без самопожертвования. Людям, которые ценят собственное «я» выше, чем учение Церкви, будет трудно следовать пути духовного развития в рамках Церкви.

Даже некоторые церковные писатели утверждают, что ранее платок был символом семейного статуса женщины, но в современном обществе он ничего не символизирует и, следовательно, его ношение в храме не обязательно.

С такой позицией трудно согласиться. В наше время замужние женщины одеваются так же, как незамужние, старушки и молодые девушки. К сожалению, национальные особенности народного костюма потерялись. Ни фасон, ни стоимость одежды не говорят о материальном положении человека. Однако одежда часто может отражать мировоззрение её владельца.

Как наличие кожаной куртки и металлических элементов ассоциируется с рок-культурой, так платок и длинная юбка могут свидетельствовать о религиозности женщины. В свете этого возникает вопрос о её готовности ненавязчиво демонстрировать свои убеждения. Несмотря на то, что преследования за веру прекратились, нежелание следовать общепринятым нормам всё ещё вызывает недоумение и раздражение в обществе. Однако, присутствие таких людей в общественной жизни может напоминать о близости церковного сообщества, которое существует не только на экранах телевизоров или страницах прессы, но и в повседневной реальности. Мусульманки, например, не стесняются носить традиционные наряды, публично подтверждая свои верования.

Целомудрие, как одна из основополагающих христианских ценностей, предполагает целостность мышления, трезвость и адекватное поведение, соответствующее полу и возрасту личности. Это особо актуально в современном мире, где границы между гендерными ролями стираются, мужчины становятся избалованными и теряют способность к решительным действиям, а пожилые люди стремятся подражать молодёжи.

Скромный женский наряд способствует воспитанию женственности и поддержанию соответствующего самоощущения, в отличие от персонажа популярного фильма, который на вопрос о своём поле отвечает: «Какая разница, товарищ!», тем самым принося женщине скорее боль, чем пользу.

Можно предполагать, что изменившиеся времена позволяют нам в любом образе сохранять благочестие и почтение. Тем не менее, не зря святой преподобный Дорофей писал о том, что духовное состояние человека меняется в зависимости от его положения и одеяния, и ошибочно было бы предполагать, что его слова не относятся к каждому из нас.

Сделаем каждый вывод из всех историй, упоминаемых ситуаций и найдём в себе силы самим, прежде всего, следовать правилам, а других при этом не осуждать. Духовный закон ведь прост: в чем кого осудишь, в том и сам побудешь! А традиции церковные необходимо соблюдать. Главное во всем иметь любовь, ведь без любви – всё ничто.

Слава Богу за все!

Другие публикации канала

Как и почему оживший образ Николая Чудотворца, Кровоточивый Спас, мироточащие иконы Матронушки и Богородицы, увезли из России в БеларусьПравославие.ONE18 июня

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.