Что означает женская нечистота в церковной жизни?
Сама по себе нечистота – это понятие, которое берет свое начало еще с ветхозаветных времен. И понятие "женской нечистоты" не является чем-то новым. Она порицалась в иудейском обществе так же, как и "мужская нечистота" (например, это касалось тех случаев, когда мужчина истекал семенем).
В книге Левит написано, что «если женщина имеет истечение крови из тела ее» (то есть регулярный месячный цикл), то она считается нечистой. Она должна сидеть дома и не участвовать в богослужениях не только в период истечения крови, но 7 дней до окончания этого периода (то есть, в среднем, 12 дней женщина считалась нечистой). Более того, то, к чему она прикоснется в этот период, будет считаться нечистым. Это распространяется и на мужчин, которые могли в этот период перенять нечистоту (Лев. 15:19-24).
Должны заметить, что понимание всякой нечистоты в ветхозаветные времена было связано в основном с внешней стороной жизни. То есть нечистыми признавались не только половые физиологические процессы, но и иные ситуации, в том числе предметы материального мира: трупы людей и нечистых животных, кровь нечистых животных, заболевание проказой и др. Это понималось как "обрядовая нечистота", то есть та, которая запрещает участвовать в богослужении. Она, конечно, имела связь с грехом, но выражалась в следующем: обрядовая нечистота есть следствие греха. То есть "нечистоту" можно омыть водой, временем, но грех, который связан с ней, можно искупить только жертвой.
Новый Завет не содержит понимания "обрядовой нечистоты". Иисус Христос, напротив, порицает ее. Например, когда фарисеи укоряют учеников Иисуса за то, что они едят хлеб неумытыми руками, Он обличает их, говоря о том, что фарисеи и книжники держатся предания человеческого, отступая от заповедей Божьих: омывают чаши и кружки и совершают иные подобные действия (Мк 7:5-9). Также Иисус говорил о том, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:21) и делают нечистыми (не внешне, а внутренне – духовно нечистыми). Также Иисус не стесняется прикасаться к умершим, чтобы воскресить их.
Мы можем вспомнить и другие эпизоды из Нового Завета. Так, когда женщина, страдающая кровотечением 12 лет, касается одежды Христа, чтобы исцелиться, Иисус говорит ей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя». И после этого женщина выздоравливает (Мф. 9:20-22). Несмотря на то, что женщина была нечистой и прикоснулась к святой одежде Сына Божия, Иисус не укоряет ее, а хвалит и исцеляет, потому что для него не существует внешней обрядовой нечистоты.
Также примечателен тот факт, что Иисус Христос спокойно разговаривал с самарянкой (самарянки в представлении евреев, по словам священника Алексия Волчкова, «либо постоянно кровоточат, либо легко к этому относятся» и могут спокойно, например, выйти к колодцу за водой).
Сын Божий не расспрашивал о ее "женской нечистоте" и никоим образом не обращал внимания на внешнюю сторону жизни (Ин. 4:7-26), тогда как ученики Его, увидев, что Учитель разговаривает с женщиной, удивились (Ин. 4:27). К тому же, апостол Павел говорит следующее:
«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).
В церковной жизни зачастую возникают вопросы: можно ли во время менструации ходить в храм, прикладываться к иконам, причащаться и т. д.? Святые отцы, например, священномученик Климент Римский, живший во II в., и Григорий Двоеслов, живший в IV в.) говорят о том, что женщине в период этих дней также дозволяется посещать храм и участвовать в Таинствах. И на Западе действительно сложилось такое отношение, однако на Востоке к этому вопросу подошли иначе.
Так, если женщинам дозволялось в эти дни ходить в храм, молиться, прикладываться к иконам, исповедоваться и т. д., то от Таинства Евхаристии следовало воздержаться (2-е правило святого Дионисия Александрийского). И практика такая подтвердилась на Архиерейском Совещании 2015 года. Но заметим, что это связано не столько с женской физиологией, сколько с пониманием того, что во время Таинства Евхаристии совершается Бескровная Жертва. Отсюда и вывод, что присутствовать на Причастии не позволяется с открытой раной или с каким-либо кровотечением.