darbogu

Нужно ли терпеть ругательства и унижения от супруга или лучше развестись?

0 96

Брак – это счастье для супругов. В браке муж и жена ведут совместное хозяйство, быт, растят и воспитывают детей. Но бывает и так, что семейная жизнь омрачается конфликтами: начинаются громкие скандалы, споры и ссоры, а порой доходит и до ругательств и унижений. В связи с этим может возникнуть вопрос: как быть? Терпеть ли все издевательства и оскорбления от супруга или лучше развестись и найти человека, с которым таких проблем не будет? Постараемся дать ответ на вопрос с точки зрения Православной Церкви.

Для начала обратимся к Православному катехизису. Там сказано, что Брак – это Таинство, при котором супруги перед священнослужителем, Церковью и Господом свободно обещают хранить супружескую верность; их супружеский союз благословляется. Христианам это Таинство известно как Венчание. Брак символизирует союз Христа с Церковью, где Христос – муж, а Церковь – жена.

О браке известно еще со времен сотворения человека. Когда Господь создал Адама и наделил его властью над всеми животными, Адам не нашел среди них себе помощника. Господь решил создать ему помощника из его ребра – так появилась на свет женщина, жена Адама (Быт. 2:18-23), которую после изгнания из Рая он назвал Евой (с еврейского означает "жизнь") (Быт. 3:20). Муж и жена стали как одна плоть (Быт. 2:24).

Уже во времена Нового Завета, когда Иисуса Христа обступили фарисеи и искушали Его, спрашивая, «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?», Сын Божий сказал, что муж и жена – одна плоть, и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». И когда фарисеи напомнили закон Моисея о разводе, Христос сказал им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». И заповедовал:

«Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:3-9).

Отсюда мы делаем вывод, что разводиться Христос разрешает только при наличии одного основания – прелюбодеяния другого супруга.

В современное время Церковь не отходит от Божьего наставления в этом вопросе. Прелюбодеяние продолжает оставаться основанием для расторжения брака (поскольку прелюбодеяние означает отсутствие любви и, следовательно, отсутствие брака). Но, помимо этого, РПЦ полагает допустимым признать церковный брак утратившим каноническую силу в таких случаях, как, например, отпадение супруга от православия, различные тяжкие заболевания, неспособность супруга к брачному сожительству (которое есть следствие намеренного самокалечения) и т. д. Но ничего не сказано об основаниях, похожих на ругательство и унижения, за исключением злонамеренного оставления супругом другого не меньше чем на год и посягательства супруга на здоровье и жизнь другого либо детей (рукоприкладство).

Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря, на вопрос о том, терпеть ли рукоприкладство от мужа или развестись, отвечает, если вкратце, таким образом: основание для развода – только прелюбодействие, в остальных случаях нужно решать проблему самостоятельно, испытав себя, и стараться спасти своего супруга.

Протоиерею Андрею Ефанову однажды поступило письмо, из которого стало известно о том, что жена развелась с мужем, который ее обижал, кричал матом и никак не поддерживал. Она чувствовала угрызения совести за то, что брак разрушен по ее вине. Священник ей напомнил о важности и ответственности брака, посочувствовал и посоветовал разрешать такие проблемы в крайнем случае с психологом. Он ответил, что решать супружеские конфликты нужно лично, что они находятся в плоскости психологии, и поэтому лучше обсуждать семейные проблемы лично – либо с духовником, либо с психологом.

В целом, если проанализировать высказывания священнослужителей, то их позиция, как и позиция Церкви, сводится к тому, что развод недопустим, и лучше всего – разрешать проблемы вместе с супругом, брать на себя ответственность за свои действия, стараться направлять супруга на правильный путь, учиться жить вместе, достигать компромиссов. Церковь полагает, что каждый брак жизнеспособен, если у супругов будет на это желание. Но в случае отсутствия такого желания у одного супругов, на второго ложится ответственность за него и обязанность нести свой крест.

Отдельное внимание стоит уделить рукоприкладству. Если до такого доходит, то, по мнению священнослужителей, это повод, как минимум, разъехаться с мужем. Если же все это происходит на глазах у детей, то, тем более, следует предпринимать радикальные меры, хотя бы ради сохранения здоровой детской психики.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.