darbogu

Почему даже бесы “веруют и трепещут”?

0 78

В послании Иакова (книге Нового Завета) мы можем найти следующие слова: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. <…> вера без дел мертва» (Иак.2:19-20). В этом местописании Иаков использует слово "вера" как синоним слову "знание" (об этом говорит иерей Сергий Савенков), пытаясь донести мысль, что истинная вера всегда побуждает человека к действиям, в то время как обыкновенное знание того, что Бог есть и он един, не несет пользы. Святой апостол говорит о том, что вера, не подкрепленная делами, мертва, ведь «веруют и трепещут» даже бесы.

Святой Кесарий Арелатский (V в.) толкует этот стих так: если человек «верит и не делает, тот обладает верою демонов».

Преподобный Беда Достопочтенный (VIII в.), трактуя этот стих, говорит о том, что бесы могут веровать в Бога. Но верить они могут без любви, просто зная, что слова Господа – истина. Такую веру в Бога преподобный называет "бесовской". Настоящая христианская вера подразумевает не только знание истинности Слова Божьего, но и любви к Слову Его и к Нему Самому.

Иерей Сергий Савинков приводит в пример слова Иоанна Златоуста о том, что если вера не побуждает человека жить в соответствии с волей Божьей, то от такой веры во спасение нет никакой пользы.

Блаженный Августин Аврелий считает, что тот, кто поступает согласно истинной вере, жив; тот же, кто не верит или верит подобно демонам – трепещет и, при этом, ведет дурную жизнь, исповедует Сына Божьего, но не имеет к Нему любви, – должен считаться не живым, а мертвым.

Но отчего трепещут бесы? Прежде всего, оттого, что, по словам священника Афанасия Гумерова, ожидают Страшного Суда. Они встали на путь зла и укоренились в нем, поэтому им невозможно принять любовь к Богу.

Ф. М. Достоевский, делая наброски с характеристиками героев произведения "Бесы", отмечает о Князе (который позднее будет Ставрогиным), что в нем ужасные страсти борются с подвигом, при этом, неверие и мука происходят от веры. Впоследствии вера в душе героя побеждает страсти, но, как пишет автор, «и бесы веруют и трепещут». Герой осознает, что его мог бы спасти энтузиазм – монашество или исповедь – но для этого ему недостает нравственного чувства, и частью именно от неверия («Нравственность и вера одно..»).

В Князе уживаются полярные идеи – православная и атеистическая, и происходит это раздвоение отнюдь не от таинства, происходящего в душе героя, а от его пустоты. Достоевский пишет, что герой принимает страдальческие усилия, чтобы вновь обрести веру. При этом, он пытается добыть ее рассудочным путем.

Ставрогин, совершивший страшное преступление против ребенка, исповедуется в этом Тихону – архиерею, удалившемуся в монастырь. Но его исповедь кардинально отличается от исповеди другого персонажа Достоевского – Родиона Раскольникова. Родион, страшась покаяния, в конце концов приходит к нему и духовно освобождается. Но Ставрогин через исповедь получает не освобождение, а самоутверждение. Он полон гордости и презрения к людям, и то, что его исповедь неискренна, отмечает Тихон и призывает Ставрогина посрамить «всю гордость свою и беса». Как позднее скажет Тихон, это могло бы стать величайшим христианским подвигом, только если бы Ставрогин справился. Но он не был готов к подвигу. От отсутствия веры и цели Ставрогин добровольно уходит из жизни.

«Нравственность и вера одно…» – важная мысль Достоевского, которая подчеркивает, что истинная вера не может быть достигнута рассудочным путем, своим умом, что настоящая, живая вера всегда ведет за собой дела, то есть отражается в нравственности. Попытки добыть веру рассудком, а не сердцем, не приводят к спасению.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.