darbogu

Почему многие священники ревностно спрашивают о подготовке к причастию?

0 81

Евхаристия (греч. "благодарение"), или, как чаще говорят, Таинство причастия – важнейшее из семи таинств нашей Православной Церкви, во время которого мы причащаемся «Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную», как писал святитель Филарет (Дроздов) в православном катехизисе. Жизнь истинного православного христианина не представляется возможной без святого Таинства причастия.

Но перед тем, как причаститься, христианину необходимо совершить определенную подготовку, которая обычно включает следующие этапы: пост, исповедь (в начале вечерней службы), а также вечернее богослужение – сразу после исповеди. Также подготовка включает чтение последования ко причащению и канонов.

Но нельзя все сводить к формальному исполнению сих предписаний, ведь подготовка направлена на достижение христианином определенного духовного состояния, в котором он становится достойным участвовать в святом Таинстве причастия. Вспомним слова Иисуса на Тайной Вечере (потому как Таинство Причастия олицетворяет Тайную Вечерю):

«Сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24)

«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1 Кор. 11:27).

Таким образом, серьезно подготавливая свое сердце к причастию и достигая определенного духовного состояния, при котором мы можем причащаться с особым благоговением и воспоминанием о Христе, мы становимся достойными этого Таинства. Но, разумеется, достойны мы в меру своих возможностей, потому как абсолютно достойным Святого Причастия не может быть никто из людей.

В приведенном местописании о Тайной Вечери и кроется ответ на вопрос о том, почему же многие священники так ревностно спрашивают о подготовке к причастию. Они знают о том, что если человек причастится недостойно, то будет виновен против Тела и Крови Господней, то есть, совершит грех.

Профессор богословия Александр Лопухин, комментируя вышеупомянутый стих (1 Кор. 11:27) в своем труде под названием "Толковая Библия", поясняет, что "недостойно" означает «без всякого благодарного воспоминания о страданиях Христовых, без подобающего благоговения». Священники заботятся о том, чтобы каждый христианин, решивший причаститься, сделал это правильно и достойно, не впадая в грех против Тела и Крови Господней.

Итак, правильная подготовка к Таинству Причастия должна включать, прежде всего, горячее желание христианина соединиться с Христом. Необходимо усердно молиться, попытаться избавить себя от всяких греховных действий и помыслов (осуждения, гнева, раздражения, обиды); помириться со всеми, прекратить праздное времяпрепровождение, по возможности проводить время в уединении, за молитвой и чтением духовной литературы.

Следует прочесть последование ко Святому Причащению. Желательным, но не обязательным будет чтение трех канонов: Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, Канона молебного ко Пресвятой Богородице, Канона Ангелу-Хранителю (на Светлой седмице вместо указанных трех канонов обычно читают Пасхальный канон).

Накануне причастия, необходимо исповедоваться. Как правило, исповедуются на вечерней службе (на которой также необходимо присутствовать), а причащаются следующим утром.

К исповеди также нужно подготовиться. Помимо того, что мы описали выше (что относится к подготовке к причастию и, одновременно, – подготовке к исповеди), необходимо обнаружить свои грехи и, сокрушаясь о них и каясь, открыть их на исповеди, перед Богом и при свидетельстве священнослужителя.

Исповедующий священник может не допустить к причастию, если видит скверное духовное состояние христианина или знает, что он совершил определенные греховные действия, недопустимые перед причастием. Как мы уже говорили выше, священник все делает ради нашего блага, с заботой и любовью, поэтому обижаться на него не стоит.

Подготовка также включает литургический (евхаристический) пост, который держат с полуночи накануне причастия. Во время поста ничего не едят и не пьют. Но, разумеется, такой пост соблюдается, если человек не страдает определенными заболеваниями, при которых подобный пост может навредить здоровью. То же самое касается и беременных женщин. Пост в любом случае не должен вредить здоровью, поэтому каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально. Также требования поста не применяются к младенцам (младенцами в Православной Церкви называют детей до 7 лет).

Если человек, который хочет причаститься, отпал от Церкви, только вступил в нее или же не соблюдал предписанные Церковью посты, то для него может быть установлен дополнительный пост в период от 3 до 7 дней (устанавливается священником в индивидуальном порядке).

Напомним, что пост предполагает воздержание не только от еды, но и от праздных помыслов, разговоров, развлечений. Супруги должны воздерживаться от телесного общения.

Закончим наш разговор прекрасной фразой игумена Нектария (Морозова): «Причастия недостоин тот человек, который считает себя достойным».

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.