darbogu

Почему не нужно искать ответы на «проклятые» вопросы православия? И что бывает с теми, кто их ищет?

0 84

В православии есть ряд вопросов, которые называют «проклятыми». Они так называются, потому что точного и логичного ответа на них пока нет, а все попытки что-то объяснить приводят в тупик. Среди них:

Почему есть несправедливость в мире? Почему болеют, страдают дети, праведники, добрые люди? Почему мир исполнен зла, несправедливости?

Ответы на них пытался найти Федор Михайлович Достоевский. Отсылки к этим вопросам частенько можно найти в творчестве писателя.

Люди, невинно обвиненные и обиженные, страдающие, притом невинные, не находят на них ответа, притом не могут получить ни у кого утешение. Любое человеческое слово не может их утешить и проникнуть в ту глубину душевного разлома, в котором рождаются эти вопросы, потому что это вопросы человеческой трагедии, человеческих скорбей.

Такое состояние Симеон Новый Богослов характеризует следующими чертами:

И еще сюда можно добавить именно размытость понятий, когда человек не видит уже, кто прав, а кто – нет. В таком состоянии он выходит за пределы морали, за пределы заповедей и живет в некотором особом своем мире, который, в принципе, хорошо обрисован в книге многострадального Иова.

Также человек созерцает суетность этой Вселенной, смотрит на других людей и понимает, что, несмотря на то что они радуются, несмотря на то что они не страдают, все равно он видит конечную цель каждого человека, что она суетна, что мы все равно все умрем, и видит всю суету и пустоту движений человеческих усилий в этом мире.

Это состояние многие могут назвать

  • депрессией,
  • отчаянием,
  • унынием.

Так оно и есть.

Почему? Потому что на протяжении всех своих произведений Фёдор Михайлович Достоевский так и не находит ответа на поставленные «проклятые» вопросы. Потому что ответа в этой темнице и не будет.

И сколько бы человек ни размышлял над этой проблемой, над этой болью, которая у него происходит внутри, ему будет казаться, что он глубже и глубже уходит в проблему своих скорбей, изыскивает причины, рассматривает детали, механизмы, как это все происходит, как и повествует Симеон Новый Богослов, но выхода не находит.

Выход же лежит по ту сторону этой проблемы, на другом берегу реки, которая называется человеческая жизнь. И это есть, безусловно же, духовное возрождение человека в радости и благодати. Святой пророк Давид говорит:

«Изведи из темницы душу мою».

Посредством возрождения духовной жизни, молитвы, богообщения, человек потихонечку, помаленечку начинает выползать из этой пещеры несмотря на то, что и взор у человека затемнен, и солнечные лучи режут ему глаза, но тем не менее он понимает, что он идет на свет, несмотря на то что не видит еще никаких очертаний.

Потом, конечно, человек должен обязательно войти в состояние покаяния. Оно рождает умиление, а умиление обильно плодит радость в душе человеческой.

Ну и, конечно же, после того, как человек начинает молиться, возрождать свою духовную жизнь и воспаряется покаянием, к нему приходит благодать Святого Духа, она согревает человека. И здесь происходит чудо – человек меняется. И, что характерно, вот эти поначалу «проклятые», безответные, жгучие вопросы теряют свою остроту.

И чем больше человек укрепляется в божественной благодати, чем больше он согревается, чем больше он утверждается в выбранном пути, в своем самоопределении. Это все дает человеку некоторое внутреннее состояние, которое дарит ему возможность вообще потерять из виду все эти вопросы. Потому что он согрет благодатью.

Итак, по опыту мы замечаем, что все эти «проклятые» вопросы рождаются в человеке от отчаяния, от утраты надежды, от утраты духовного пути, духовного делания, от утраты покаяния, когда человек приходит в бесчувствие и, обманутый бесами, уходит в страну далекую, и там блуждает в поисках истинного пути и ничего, конечно же, никак не находит. Как только обращается заново к Богу, молится, кается, согревается благодатью Святого Духа, эти вопросы исчезают.

Подобная же ситуация связана и со многими явлениями духовной жизни, когда мы не можем многого понять. Так вот, это непонимание, когда нас гложут сомнения – это тоже процесс духовного разложения, процесс нашего падения в неверие, в маловерие.

Потому что душа человеческая увеселяется Божественной благодатью. Вначале вопросы теряют эту остроту, потом совсем исчезают, потому что в целом все вопросы и вообще духовный поиск начинаются в страданиях. И от страданий человек отталкивается и начинает свое восхождение к Богу. Это всеобщий человеческий закон.

Поэтому, когда нас начинают гложить какие-то определенные вопросы, мы должны себе сказать:

«Стоп. Что-то пошло не так. Я, видимо, утратил благодать Божию, покаяние, молитву, из-за этого лишился радости. Снова ниспал в свою индивидуальную духовную темницу самозамкнутости, самозакупоривания.»

И в этом закрытом пространстве вновь начинает подниматься зловоние этих «проклятых» вопросов, которые не дают нам покоя и очень часто, к сожалению, некоторых сводят с ума.

Поэтому всем, кто будет скорбеть, страдать, мучиться от разных искушений, и эти мучения будут рождать разные проблемы, сомнения, недоверие, ропот, богохульство на Бога, нужно искать выход в молитве покаяния и стяжании благодати.

Насыщение радостью даст человеку исцеление от этих вопросов. Если же он не захочет пойти этим путем, то душевные муки не только с ним останутся, но будут усиливаться. И все это в конце концов может закончиться безответственными, необратимыми в своих последствиях решениями и поступками.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Также читайте:

Ничего случайного не бывает! Мудрость греческого старцаСвятые места25 январяМожет ли молитва навредить?Святые места29 декабря 2023Почему в XXI веке так распространён рак? Объясняют православные батюшкиСвятые места14 декабря 2023При любых недугах читайте эту короткую молитвуСвятые места11 декабря 2023

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.