darbogu

с. Ахтырка. Сергиево-Посадский городской округ. Усадьба Ахтырка и церковь в честь иконы Божией Матери “Ахтырская”. | Истории храмов России | Дзен

0 82

27 мартаПутешествияБольше по теме

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира. Усадьба находится в Сергиево-Посадском районе в близи Хотьково и Абрамцево, на берегу реки Воря, где по замыслу архитектора А. С. Кутепова должна была быть построена "Египетская" пристань.

Картина Аполлинария Васнецова "Ахтырка". 1880 г.Картина Аполлинария Васнецова "Ахтырка". 1880 г.Картина Аполлинария Васнецова "Ахтырка". 1880 г.

Усадебный дом в нач. ХХ века.Усадебный дом в нач. ХХ века.Усадебный дом в нач. ХХ века.

Сейчас от усадьбы сохранился лишь храм Ахтырской иконы Божией Матери, о которой дальше пойдёт речь… В первой четверти XIX века по заказу князя И. Н. Трубецкого был выстроен новый усадебный комплекс в стиле московского ампира: дворец, флигели, новый каменный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, который был освящен 20 сентября 1825 года митрополитом Московским Филаретом. В те же годы были выстроены плотина и пристань на реке Воря, разбит парк с эоловой арфой в беседке «Эрмитаж»; возведены многочисленные служебные здания. Соседний лес получил наименование верхнего пейзажного парка. Ахтырский храм спроектировал А. С. Кутепов, один из учеников Жилярди.
В 1852 году родительское имение унаследовал генерал Пётр Иванович Трубецкой, здесь родились его сын Николай Петрович и внуки – Сергей и Евгений, впоследствии религиозные философы, описавшие быт Ахтырки в своих мемуарах. Генерал Трубецкой запомнился жителям Ахтырки своим крутым нравом. Он требовал, чтобы при въезде барина над куполом усадьбы тотчас же взвивался флаг, а в память о матушке установил на территории усадьбы колонну.
Следующий владелец, Николай Петрович, был человеком гораздо более мягким. При нём Ахтырка превратилась в место встреч московской дворянской интеллигенции. Поскольку Н. П. Трубецкой стоял у истоков Московской консерватории, к нему в гости часто наведывался его коллега Н. Г. Рубинштейн. Часто бывали там и другие профессора консерватории — виолончелисты Бернхард Коссман и Вильгельм Фитценхаген, скрипачи Фердинанд Лауб и Иван Гржимали в 1867 году имение посетил П. И. Чайковский.
Широкая благотворительность привела к истощению состояния Н. П. Трубецкого. Чтобы поддержать проигравшегося в карты брата Ивана, Николай Петрович был вынужден продать Ахтырку московскому мировому судье И. М. Матвееву. Последним хозяином усадьбы был его сын Сергей Иванович Матвеев, при котором в оранжереях Ахтырки круглый год пестрели цветы. В 1922 году дворец сгорел, подсобные сооружения постепенно разрушились. Матвеевых выселили в 1927 году.

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-3

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-4

Ахтырский храм в наши дни.Ахтырский храм в наши дни.Ахтырский храм в наши дни.

Но, как уже было сказано, от бывшей усадьбы до наших дней сохранилась церковь Ахтырской иконы Божией Матери – единственная сохранившаяся постройка уникального комплекса усадебных зданий в стиле московского ампира, созданного по проекту архитектора А. С. Кутепова в 1820-е гг. Искусствовед А. Н. Греч называл утраченную усадьбу в Ахтырке лучшим произведением этого зодчего. Как гласила молва, все постройки усадьбы погибли в пожаре, намеренно устроенном ее бывшим хозяином Матвеевым после выселение семьи из усадьбы. Сгорела почти вся старинная обстановка его; только мебель центрального зала, какая-то неожиданно миниатюрная, но удивительно стильная, была перевезена в соседнее Абрамцево. Сгорели картины и портреты… Пепелище отмечают сейчас только два дерева, когда-то симметрично посаженные на дворе сообразно архитектуре. Со стороны въезда фасад дома украшал также колонный портик; по сторонам перпендикулярно шли разрушающиеся теперь также ампирные флигеля.

Усадьба Ахтырка. Литография. Неизвестный художник. 1830-е годы.Усадьба Ахтырка. Литография. Неизвестный художник. 1830-е годы.Усадьба Ахтырка. Литография. Неизвестный художник. 1830-е годы.

«На редкой старинной литографии представлен ландшафт, точно нарисованный мягкой карандашной техникой. На пригорке, спускающемся к воде, раскинулся дом в стиле ампир… За домом виднеется шпиль колокольни, слева – спускающаяся к воде аллея. Под литографией надпись «Ахтырка»…С противоположного берега запруженной здесь речки Вори не раз писали его акварелью и масляными красками художники-любители, бывшие в усадьбе Трубецких…Против дома, заслоняя двор, стоит и сейчас каменная, конечно также ампирная, церковь с колокольней». Так описывал в сочинении «Венок усадьбам» былую красоту Ахтырки искусствовед А. Н. Греч.

В Ахтырке родились и выросли знаменитые братья философы Сергий и Евгений Трубецкие – сыновья музыковеда Николая Петровича Трубецкого. Евгений Николаевич Трубецкой в своих мемуарах «Из прошлого» подробно описывал особенный строй жизни в этой подмосковной усадьбе, расположенной недалеко от Покровского монастыря в Хотьково и Троице-Сергиевой лавры. Философ писал: «Что это была за духовная атмосфера? Может быть, это самообман, может быть, это только мое личное ощущение, но мне и теперь, через сорок лет после нашего последнего отъезда из Ахтырки, кажется, что мы там дышали благодатью, словно благодатью был там полон каждый глоток воздуха».

Долина речки Воря в окрестностях Ахтырки.Долина речки Воря в окрестностях Ахтырки.Долина речки Воря в окрестностях Ахтырки.

Ахтырка находится примерно в 20 километрах от Троице-Сергиевой лавры, а еще ближе – Хотьковский монастырь, где погребены родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария. Братья Трубецкие часто совершали паломничества в эти знаменитые обители, в том числе и потому, что их дедушка генерал Петр Иванович Трубецкой и прабабушка Наталья Сергеевна – устроительница храма в Ахтырке – были похоронены в Троице-Сергиевой лавре. В своей усадьбе на берегу реки Вори генерал Петр Иванович Трубецкой установил колонну-кенотаф в память о матери с поэтическим посвящением: «Ты местность эту сотворила. Храм Божий, воды, дом и сад. Саму природу победила, всему дав стройный дивный лад». Памятник Наталье Сергеевне Трубецкой, прабабушке братьев Трубецких, сохранился. Старинную колонну в честь храмоздательницы можно увидеть около Ахтырской церкви.

Та самая старинная надгробная колонна возле храма.Та самая старинная надгробная колонна возле храма.Та самая старинная надгробная колонна возле храма.

Евгений Николаевич Трубецкой вспоминал, что над их детскими кроватями в Ахтырке всегда висели образки преподобного Сергия, а его старшего брата Сергея назвали в честь великого Радонежского чудотворца. Более того, Е. Н. Трубецкой считал близость к Троице-Сергиевой лавре определяющей для мировоззрения и творчества религиозного философа Сергея Трубецкого: «Хотьковом и лаврой полны все наши ахтырские воспоминания…Миросозерцание моего брата… и внутренняя музыка его существа насквозь насыщены густым звоном лаврских колоколов и носят на себе печать великой народной русской святыни». Церковь Ахтырской Божией Матери была возведена при князьях Трубецких, которые владели имением с 1734 по 1879 гг. Название церкви произошло от списка Ахтырской иконы – семейной реликвии Трубецких. Второе июля по старому стилю – праздник Ахтырской иконы Божией Матери – во времена генерала Петра Ивановича Трубецкого (деда упоминавшихся братьев-философов) отмечался в деревне парадом и народными гуляниями. С самого утра между усадебным домом и Ахтырской церковью ставились палатки, где торговали пряниками, семечками и прочими угощениями. В церкви служилась торжественная литургия, на которой присутствовала княжеская семья. Целый день крестьяне водили хороводы и пели песни, а вечером к народу выходил генерал Трубецкой. Сидя в кресле на открытой террасе, он наблюдал за увеселениями и конкурсами, в которых участвовали молодые деревенские жители. В конце гуляний все женщины из Ахтырки и деревни Золотилово получали от барина подарки – бусы, платки и ленты. Явление Ахтырской иконы, в честь которой получила свое название церковь в подмосковном имении Трубецких, а затем и село, произошло в 1739 г. в Харьковской губернии (теперь город Ахтырка Сумской области Украины). Этот образ Божией Матери принадлежит к числу наиболее прославившихся русских икон.

В начале XVIII века в Покровской церкви села Ахтырка Харьковской губернии служил благочестивый священник Василий Данилов, который случайно во время сенокоса обнаружил в траве икону Божией Матери, источавшую ослепительный свет. Священник упал на колени, прочел молитвы Богородице и отнес находку домой. Три года образ Божией Матери пробыл в доме священника. Всякий, кто хотел ночевать в комнате, где стояла икона, начинал испытывать необъяснимый страх. От воды, которой священник очищал икону от пыли, исцелилась его дочь, больная лихорадкой, а затем и сын местного иконописца. Так священник понял, что образ обладает чудодейственной силой, и что ему лучше находиться в церкви. Бригадиру А. Л. Лесовицкому и полковому старшине было дано поручение расследовать чудеса, которые произошли от новой иконы в Ахтырке. Дело о чудотворной иконе дошло до Петербурга, поступило в Святейший Синод и стало известно самой императрице Елизавете Петровне. Власти назначили следствие, во время которого были допрошены под присягой все очевидцы и исцелившиеся. В 1751 г. Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

Царица Елизавета Петровна решила воздвигнуть на месте обретения новой святыни в Харьковской губернии большой каменный храм, на который лично пожертвовала две тысячи рублей – огромную по тем временам сумму – и привлекла к созданию проекта придворного архитектора Растрелли. В 1768 г., уже после кончины Елизаветы Петровны, великолепный собор в украинской Ахтырке был освящен.

Образ Ахтырской Божией Матери.Образ Ахтырской Божией Матери.Образ Ахтырской Божией Матери.

В 1748 г. произошло событие, которое сделало Ахтырскую икону известной среди российской знати в Москве и Петербурге. Возможно, с этого времени началось почитание этого образа и в княжеской семье Трубецких – владельцев подмосковной Ахтырки. Этим событием стало чудесное явление баронессе Ведель, которая остановилась в пути в Ахтырке Харьковской губернии. Во сне ей явилась Пресвятая Богородица и предрекла скорую смерть, повелев раздать свои богатства церкви и нищим. При этом Божия Матерь обещала стать покровительницей двух малолетних дочерей баронессы. Предсказание в точности сбылось: знатная женщина, исполнив повеление, вскоре скончалась, а судьба девочек была удачно устроена – обе были взяты на воспитание императрицей во дворец, а впоследствии выданы замуж за вельмож.

«Недавнее пепелище заросло травой, крапивой и бурьяном; одиноко и оголено стоит церковь, больше не ведет никуда дорога, охваченная пилонами въездных ворот…Над пепелищем склонили свои ветви плакучие березы, точно на кладбище». Так описывал подмосковную Ахтырку искусствовед А. Н. Греч в 1920-е гг. Великолепный храм Ахтырской Божией Матери был восстановлен из руин, и сегодня остается замечательным памятником существовавшей здесь усадьбы Трубецких. Каменная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери – единственное уцелевшее здание обширного подмосковного усадебного ансамбля Трубецких. Она была построена в 1821-1825 гг. на средства князя И. Н. Трубецкого, также как и дворец, по проекту архитектора А. С. Кутепова. Освящал новопостроенную церковь Московский митрополит Филарет (Дроздов). И до революции, и в настоящее время Ахтырская церковь считается «перворазрядным произведением зодчества», выдающимся произведением московского ампира.

В 1937 г. церковь была закрыта и опечатана, последний настоятель церкви игумен Лазарь был расстрелян 12 декабря 1937 г. Местные жители рассказывают, что храм был вскрыт и разгромлен лишь в 1941 г. Иконы сжигали на костре. Когда разгром закончился и все разошлись, дочка последнего псаломщика увидела в догоравшем костре какую-то доску, покрытую красками. Она вытащила ее и с изумлением увидела Ахтырскую икону, ту самую, для которой строился храм.

Церковь долгое время использовалась в качестве сельского клуба и даже овощехранилища. В 1960-70-х гг. лишь руины церкви с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку. К счастью, художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять героя башкирского народа Салавата Юлаева. Огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма.

Фото с баннера, размещённого возле храма.Фото с баннера, размещённого возле храма.Фото с баннера, размещённого возле храма.Фото храма в советское время.Фото храма в советское время.Фото храма в советское время.

Но были люди, помнившие былую красоту Ахтырки, мечтатели, верившие в невозможное. И самый большой мечтатель — Дмитрий Сергеевич Ганешин. Он стучал во многие двери, и было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И. А. Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала этого века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка.

В 1990-1991 гг. церковь передали общине верующих. Первое богослужение в открытой церкви было совершено в 1991 г., в престольный праздник Ахтырской иконы Божией Матери, в присутствии членов семьи Трубецких. 15 июля 1991 г. после 53 лет "мерзости запустения" под сводами возрождающегося храма вновь зазвучали молитвы и церковное пение. В престольный праздник была совершена Божественная литургия и на ней присутствовали прямые потомки создателей храма князь Андрей Владимирович Трубецкой и его супруга Елена Владимировна, урожденная княжна Голицына. С 25 апреля 1992 года не прерываются еженедельные богослужения в храме во имя Ахтырской Божией Матери. Медленно, с трудом, восстанавливается и хорошеет храм, крепнет его небольшая община.

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-12

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-13

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-14

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-15

Усадьба Ахтырка была единственной в Подмосковье, она была целиком выполнена в стиле ампира.-16

Каменный Ахтырский храм законченный в 1825 г. принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира . Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора , увенчанный купольной ротондой , выполнен в строгих формах дорического ордера . Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни , соединенной с храмом крытым переходом. В результате реставрации в конце XX века внутреннее убранство храма было восстановлено под стать внешнему. Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами. Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр , лепнины и живописи в технике " гризайль " имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х гг., заменен новым, в два яруса икон современного письма. Этот иконостас – дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии . Образцом деисусного чина Ахтырского иконостаса, послужил деисусный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря , заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет оригинальную иконографию, по достоинству оценённую специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав нескольких альбомов икон и даже на их обложки.

Картина В. М. Васнецова "Алёнушка", находящаяся в Третьяковской галерее.Картина В. М. Васнецова "Алёнушка", находящаяся в Третьяковской галерее.Картина В. М. Васнецова "Алёнушка", находящаяся в Третьяковской галерее.

С усадьбой Ахтырка связана знаменитая картина Виктора Михайловича Васнецова "Алёнушка". Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине. "Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Аленушка», как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее", – вспоминал художник. Васнецов делал множество этюдов с натуры, чтобы лучше передать состояние и уловить нужный образ героини, создает пейзажные этюды, чтобы показать общую печальную атмосферу. Пейзажные зарисовки живописец делал на берегу реки Воря в Абрамцеве и у пруда в Ахтырке. В шедевре Васнецова слиты воедино настроение человека и настроение окружающей природы. Вероятно, сам художник видел в своей Аленушке образ деревенской девочки с "чисто русской печалью в глазах", иначе он бы дал ей другое название. Можно предположить, что сказочность полотно приобрело невольно благодаря умению Васнецова передать состояние природы, откликающейся на настроение человеческой души, то, что так свойственно русскому фольклору. Так "Аленушка" Васнецова и стала ассоциироваться с той самой героиней из сказки про сестрицу Алёнушку и брата Иванушку.

Впервые показана миру "Аленушка" была на Передвижной выставке 1881 года в Санкт-Петербурге и Москве, затем в Киеве и в 1882 году ее привезли на Всероссийскую художественную выставку в Москву. Тогда слово "дурочка" из названия начало уходить в небытие, оставив лишь знакомое всем и каждому "Аленушка". Картина "Аленушка" полностью раскрывает талант великого мастера Виктора Васнецова. "Аленушка" – это русская душа, душа русской сказки, такая близкая, родная и понятная каждому. Работа настолько пронизана сказочным колоритом, что невольно "Аленушка" теперь отождествляется с героиней всем известной русской сказки.

Фото 23 октября 2014 г.Фото 23 октября 2014 г.Фото 23 октября 2014 г.

Все цветные фотографии Ахтырского храма выполнены автором этой статьи.

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.