Зачем цитируют святых отцов, если есть Евангелие? Отвечает батюшка
Вопрос:
«Почему в последнее время священники и богословы постоянно цитируют святых отцов, давая ежедневно нам пищу для размышления? Никто не задумывается, что эта пища не всегда воспринимается умом. Мне кажется, что Евангелие доступнее и понятнее – так почему же не уделяют ему больше времени?»
Отвечает батюшка:
В православии в целом Евангелие меньше читаемо. Сейчас, конечно, ведется над этим работа, но это делается, на мой взгляд, с диким запозданием. Перевод на русский язык также был сделал не так давно. Кроме того, богослужение тоже до сих пор проводится на славянском языке. Сразу хочу сказать – я не против славянского языка, но было бы неплохо, чтобы людям был понятен тот язык, на котором они возносят молитвы.
Если вы возьмете синодальный перевод Библии и новый русский перевод (или современный русский перевод Ветхого Завета) и сравните, то увидите, что Ветхий Завет становится понятным. И от этого читать радостнее.
И богослужение, если бы оно было бы переведено на русский язык, было бы намного понятнее, приносило бы больше пользы.
Что касается цитат святых отцов.
С одной стороны, это некоторый угол зрения на Евангелие, толкование Евангелия, это церковная мудрость, это интересно. Если Евангелие не читаем, то должна же быть все равно какая-то пища для ума.
С другой стороны, ссылка на святых отцов сегодня является панацеей. Если ты что-то сказал и не сослался на святого отца, то все, ты – чистый ноль. Получается, что все должно быть подкреплено доказательствами. И даже сейчас уже нужно приводить буквальную цитату святого отца под свое слово, иначе ты просто коверкаешь святых отцов.
Если ты пытаешься жить в духе святых отцов и читать их писание не по букве, но по духу, меж строк, это уже не воспринимается, должно быть буквальное цитирование. Это, конечно, уходит далеко в природу человека, потому что и в Ветхом Завете мы видим, как иудеи очень часто ссылались на предания старцев.
Все, что ни делалось в иудаизме, всё должно было быть освящено мнением и советами раввинов, старцев. И сегодня у них так происходит. Ничего не поменялось. Вся жизнь иудеев, любое действие, любая молитва, любое обрядовое действие, любое направление заповедей – на все даны подробнейшие рекомендации. И из них становится понятно, как в этой ситуации поступить, как в той. Все освящено преданием старцев.
Но мы, в принципе, сегодня к этому пришли. Если у нас что-то делается, и это не освещено преданием старцев, то это считается протестантизмом, модернизмом, экуменизмом, ну и очередным «измом» каким-нибудь обязательно тебя обзовут. К сожалению, это так.
Потому что изначально, когда человек обращается к Богу, в основу его веры не кладется Евангелие. Кладется толкование святых отцов. Некоторые современные проповедники и священники говорят:
Такой вот абсурд. Как можно читать и даже не понимать, что ты читаешь? Возможно, они даже не осознают, что говорят.
Как это – читать и не понимать?
Получается нечто странное.
Беру я, допустим, египетские иероглифы, смотрю на них, ничего не понимаю. Чтобы мне это понять, нужно взять определенный учебник, посмотреть, разобрать, выявить смысл.
То же самое с Евангелием делается сегодня. Ты должен читать, но не буквы, а то, что меж букв, меж строк. Чтобы это как-то осмыслилось, нужно открыть толкование святых отцов. А они часто говорят совсем о другом.
Они тоже были людьми и часто увлекались. Бывает, читаешь какое-то место, возникает определенная мысль, лезешь в книжки к святым отцам, а они про это вообще не говорят. А у них совсем другие мотивы, совсем другие мысли, совсем другие проблемы их интересовали.
И что теперь? Остаться без ответа?
Когда говорят «святые отцы», то тем самым наоборот отторгают людей от отцов. Потому что человек, который читает Евангелие, понимающий его и/или пытающийся понять, сам придет к святым отцам и начнет что-то изучать, смотреть, углубляться, если ему интересно. А если ему это неинтересно, то какой смысл тогда людям все это навязывать?
Священное Писание должно быть основой веры православного христианина, как это и было раньше. Ведь святые отцы наизусть знали Священное Писание. Они поэтому-то и были святыми, что Писание читали. А мы сегодня, к сожалению, Писание не читаем.
Делают сейчас, конечно, всякие проекты, например, такие, как «Библия за год». Какое-то движение происходит. Но, опять же, в этом нет никакой систематичности.
Это не нужно никому, потому что Евангелие говорит о другой жизни Церкви, совсем не о той, какой она живет сегодня.
Если люди начнут это все читать, у нас будет множество недовольных. Прихожане скажут:
«Что вообще здесь делается?».
Так произошло на западе. Люди стали читать и предъявили Церкви претензии, почему она написала каноны и правила, которые противоречат Евангелию. Так произошел глобальный раскол в христианском мире.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Читайте еще:
Афонский старец назвал вещь, что вредит нам больше всех остальных
Нет желания идти в храм. Надо ли заставлять себя? «Несмотря на смертельную опасность люди всё равно шли к преподобной»: за что полюбили матушку Зосиму и в чем она помогает Благие дела или посещение храма: что важнее для христианина?