darbogu

«В нем нечистая сила была такой ярости, что рвала как паутину все»: как исцеление от бесов в Писании открывает нам глаза на выбор пути

0 83

В Евангелие от Луки есть описание исцеления бесноватого.

Господь с учениками перебрался через озеро Генисаретское на другой берег Галилеи.

Представьте себе: пустынный берег, город вдалеке, а в местах, в которых хоронили усопших, скорее всего, были скалы, расщелины, пещеры, и, по обычаю той древней страны, леса не было, и земля была твердая – каменистая пустыня.

Поэтому заворачивали покойников в саван и клали внутрь горы. Там они истлевали, потом пещеры использовались вновь аналогичным образом.

И вот в этих страшных местах, которые сами по себе были неприветливы, безлюдны, оказался еще и человек, одержимый бесами, духовно больной. И люди боялись теми местами проходить – и меры принимали неоднократно, и связывали его путами железными, но в нем нечистая сила была такой ярости, что рвала как паутину все, чем его обвивали.

И вот, когда Господь вышел из лодки и вступил на берег, этот бесноватый оказался человеком, который, наверное, и тогда у увидевших его вызвал удивление. И сейчас, если мы внимательно читаем, тоже удивляет нас. Он бросился сам ко Христу с просьбой о милости.

Он сказал: «Молю тебя, не мучай меня».

Говорили в нем бесы или он сам, нам не сразу это становится ясно. Очевидно только, что он очень страдал, мучился. В нем было явное раздвоение личности. Может быть, он даже помнил о тех временах, когда был человеком здоровым и когда не терзало его это зло, вселившееся в него.

Почему оно в него вошло? Каждый человек может сказать, почему он подвержен страстям. Страсти, развиваясь, могут привести к тому, что в человеке поселяются бесы. Ведь все начинается с малого.

Разные наши состояния являются результатом того, что на нас воздействует или бес похоти, или бес уныния, или бес сребролюбия. Хотя самого-то беса нет, но страсть, внушаемая им, делает нас людьми нездоровыми, ослабленными, подверженными этим духовным болезням.

А если это разовьется, и двери нашей души откроются широко, тогда и сама нечистая сила будет господствовать над нами и превращать нас из человека в бесоподобное существо. Поэтому мы не знаем, когда случилась эта беда с этим человеком, но страдал он очень. Притом памяти о своем человеческом облике не лишился.

И это рождает в нем просьбу к Богу о милости: «Не мучай меня».

Почему-то прежде времени тут уже начинают бесы говорить: «Пришел Ты нас мучить».

Господь спрашивает: «Как тебе имя, беснующийся человек?».

А бесы отвечают: «Легион».

Почему «легион»? Потому что их уже очень много было в нем. Они уже успели обосноваться капитально. Человек этот был уже как бесоносец – он носил в себе это сильное, разрушительное, страшное полчище.

И молили его бесы не повелеть им идти в бездну. Потому что они могут орудовать, разрушать нашу жизнь, вредить нам, сеять беду и страхи до тех пор, пока человек от Бога далеко, и пока Божья благодать не приблизилась к ним непосредственно. А как только этот свет приближается, они сразу совершенно отчетливо видят участь свою и знают, что вредить и губить им позволено временно, путь их обозначен.

Вся эта бесовская сила – разрушительна, нечиста, черна, конечное ее место назначения – бездна, то есть бесконечное падение. «Без дна» – начинаешь падать и никогда не стукнешься об дно, это будет вечное падение.

Бесконечное падение, бездна. Это состояние, которое настигает тех, кто окончательно принял решение, кто в сердце своем повернулся к Богу решительно и сознательно спиной.

И тогда, если это не восхождение, то это противоположное движение.

Потому что всякая жизнь есть движение. Мы с вами люди живые, и мы это движение от Бога получили, и остановиться уже никогда с вами не сможем. Нам нужно понять, что небытия, остановки, какого-то мнимого покоя, отдыха от самих себя у нас уже быть не может.

Потому что мы получили от Бога движение, импульс, начало, направление жизни. И жизнь эта может быть или в одном, или в другом направлении: или к Богу, или от Бога.

Задержаться где-то посередине, как иногда думают измаявшиеся от жизни или одержимые болезнями люди (в особенности речь о тех, кто думает об уходе из жизни), не получится. У них иногда такая иллюзия, что, совершив страшный поступок этот, они достигнут покоя. Нет, они покатятся вниз.

И противоположность жизни вечной, которая есть восхождение от радостного удивления к следующему, расширению жизни, все пребывающему блаженству – погибель вечная. Последняя — это тоже движение, но движение в бездну. Это пребывающее и усиливающееся мучение.

И это так страшно, что человек, если ему это откроется по-настоящему, он скажет:

«Ни в коем случае. Все усилия я должен приложить в своей жизни для того, чтобы только не повернуться в сторону падения, чтобы хоть как-то царапаться, цепляться за жизнь».

Вот в этом человеке заговорили бесы и сказали Христу:

«Только не повели идти нам в бездну»

прекрасно осознавая, что это их путь, это их предназначение. Рядом паслось стадо свиней, и бесы просили его, цепляясь за жизнь земную, за то, чтобы еще что-нибудь совершить по их страшной, развратной и злобной природе, повелеть им войти в свиней. И Господь повелел.

Но непреложны пути Божьи. За что бы бесы ни цеплялись, если им не оказывать сопротивления, они в свое падение, зацепив, увлекут кого бы то ни было. И людей увлекают, и свиней увлекают, и вещи увлекают – все на свете. Такова сила их.

А свиньи – не люди, свиньи существа неразумные. Хотя есть и такие свиноподобные существа, которые настолько срослись со свинством своим, что уже и человеческого почти нет.

Свиньи – существа, не способные сознательно сопротивляться. И на их примере можно было бы устрашиться всей окрестности. И не случайно Господь попустил этому событию, потому что оно было настолько удивительно.

Бесы, выйдя из одного больного, устрашающего всю округу, вошли в свиней, и громадное стадо побежало по берегу и стало падать с бездны, с берега крутого в озеро, и стало тонуть в нем.

Вот такой неизбежный, неизменный, бесповоротный путь погибели, увлекающий в свое движение всех, кого эта злоба, разрушение цепляет.

А человек, разлучившийся со злом, которое доставляло ему большие страдания, оказался человеком. Оставило его зло, и он стал, как говорит нам Евангелие, осмысленным и спокойным, что представить себе никак невозможно было. Одно сопоставление того, кем он был и кем стал, уже удивляло и страшило людей.

Когда этого человека, в недавнем прошлом грозу всей округи увидели пришедшие горожане, они устрашились. Потому что само сопоставление было очень вразумляющим и удивительным.

А еще они услышали о том, что случилось со стадом свиней. И этого было достаточно для того, чтобы им хорошо задуматься о том, что же происходит, кто приблизился к их городу, кто вошел в их страну.

Но у них совершенно другое состояние, в отличие от этого беснующегося. Они не мучаются тем, что одержимы бесами благополучия, любви к комфорту, удобной, приятной, сытой жизни. Это же тоже бесы, которые вкрадчиво вселяются в человека, в его образ жизни.

Есть такой наглядный, видимый случай, когда больной и одержимый наводит ужас на всю округу. А есть такие случаи, знакомые нам, когда эта бесовская сила очень вкрадчиво, негромко отворачивает нас от Бога.

Мы срастаемся с тем, что нам предлагает зло: сытость, благополучие, удобство жизни. И иногда настолько, что ни в коем случае ничего не хотим менять в нашей жизни.

И если Бог к нам приблизится, мы сделаем все для того, чтобы ничего не поменять. У Евангелиста Луки это сказано прямо.

Мы же находим какие-то округлые и смягчающие выражения и наставления:

«Не сейчас, Господи, отойти от нас. Мы не готовы решительно поменять свою жизнь. Мы не готовы расстаться с тем, что нас делает свиноподобными.»

Чувствуют эти люди, что их участь похожа на участь свиней. Что они тоже могут, если не расстанутся со своими прихотями и похотями, подвергнуться такой опасности раздвоения – их может оставить все, что они любят, к чему они привыкли, а они предпочитают то, с чем они срослись. Вот это материальное, сытое, удобное, привычное.

Поэтому, когда человек становится таким, в нем ничего не остается живого. В книге Бытие мы читаем слова Божьи. Накануне всемирного потопа Господь, смотря на род человеческий, произносит страшные слова:

То есть в людях не осталось ничего душевного, настоящего, чуткого совестливого, ничего нежного. Одна сплошная плоть, материальное. Не может Дух Божий войти в такое существо. Такое существо от Бога бежит, как тьма от света.

Итак, перед нами вот такая история. Пусть она коснется сердца и понудит нас к тому, чтобы мы задали себе, наверное, самый важный вопрос:

«А какой путь в жизни выбрал я – путь жизни или какой-то иной?».

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊

Текст сделан на основе видео:

Читайте также:

«Бес может принимать вид ангела, святых, наших родных…»: 12 любопытных фактов о нечистой силеСвятые места26 февраля«Вот так мы по собственной воле допускаем до себя нечистых». Батюшка об опасности этих словСвятые места18 декабря 2023Зачем нечисть «липнет» к человеку и вселяется в него? Как от нее избавиться? Отвечает батюшкаСвятые места16 мартаКак отличить свои мысли от внушаемых бесами?Святые места13 марта

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.