Где лучше спасаться православному: в городе или сельской местности?
Наверняка каждого человека посещала мысль о том, что лучше выбрать для жизни: село или город? Причем такие мысли порой зарождаются у далекого от религии человека. Что уж говорить про человека православного, который уделяет огромное внимание своей душе, духовному развитию, богопознанию и богообщению. Поэтому сегодня мы поговорим на такую тему, которая, надеемся, станет пищей для размышлений или кому-то поможет в поиске ответов на схожие вопросы.
Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что апостол Павел во Втором послании к коринфянам говорит:
«Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор.11:26).
То есть, город для апостола Павла был в то время местом, где таилась опасность.
Протоиерей Игорь Фомин рассказывает нам, что изначально первый город появился от рук Каина – братоубийцы, который был проклят Господом. И город этот Каин, по словам священника, воздвиг из-за страха, а страх – это недоверие к Господу, из-за чего человек стремится огородиться. Также священник, комментируя стих апостола Павла, который мы написали выше, выводит, что город для апостола – это место, где он должен был нести свой крест.
В целом, если мы проанализируем биографии подвижников и старцев, которые почитаются Русской Православной Церковью, то поймем, что подвижники в целях спасения и единения с Богом покидают свои дома, города, села и уходят либо в обители, либо в пустыню, становясь отшельниками. В качестве примера приведем таких отшельников, как преподобные Макарий Великий, Антоний Великий и другие подвижники-пустынники. В качестве русских подвижников можно назвать преподобного Серафима Саровского, который жил в лесу, добывал пропитание и совершенствовался духовно.
Отец Игорь также подмечает, что когда подвижники оставляли свои города и устраивали обители, сами города шли за ними и формировались вокруг, как, например, это вышло с Троице-Сергиевой Лаврой, вокруг которой сформировался прекрасный подмосковный город Сергиев Посад.
К тому же, каждому из нас надо учитывать, что город и деревня имеют как свои плюсы, так и минусы. Так, в городе есть возможность получить высшее образование, высокооплачиваемую работу и другие возможности, даже, к примеру, возможность посещать святыни и участвовать в приходской жизни крупных монастырей и храмов (в Санкт-Петербурге есть Александро-Невская Лавра, которую петербуржцы посещают для участия в разнообразных богослужениях).
Однако город таит в себе действительную опасность в виде множества искушений (дорогие машины, шикарные офисы, заведения фаст-фуда и другого общепита и др., от чего создается ощущение, что каждый хочет насытить свое эго), да и попросту, несмотря на свою "тесноту", в какой-то степени городская жизнь разобщает людей настолько, что они не знают своих соседей по лестничной клетке.
В этом плане тихая и уединенная деревня, лишенная всего изыска и городского пафоса, кажется прекрасной и очаровательной.
Игорь Фомин также замечает, что человек живет Духом Божьим, который вездесущ: и в городе, и в деревне, и в лесу, и в горах. Но дается Он человеку легче там, где нет острой борьбы за его душу.
Святитель Феофан Затворник пишет, что спасение не зависит от места жительства, спастись можно везде, потому что оно зависит от внутреннего настроения. Если человек имеет крепкую веру и участвует в общении с Церковью и Господом, то он может спастись хоть в монастыре, хоть и вне его стен.
Таким образом, подытоживая все вышесказанное, отметим, что город пусть и является местом, где человек находится на грани искушения, вместе с тем, город – это место, где можно сотворить очень много добра каждому человеку. Поэтому спасение православный человек может получить везде – Бог вездесущ и рядом с нами находится всегда, наша задача – не покидать Его, общаться с Ним и нести свой крест где бы то ни было.