Почему простота – это не проклятье, а необходимость? Объясняет батюшка
Рассмотрим тему христианской простоты и толкование слов «будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби», и вспомним цитату «простота хуже воровства».
Нужно ли бы быть простым? Стоит ли этого бояться, нужно ли к этому стремиться и как к этому относиться?
У простоты есть своя выгода, которая очень часто под давлением окружающего нас мира стирается в нашем сознании, cходит на нет, и мы, как люди немощные, видя, как относятся окружающие нас люди к простоте, мы деградируем и идем за ними, подражаем этому миру. Это факт.
Потому что отстоять божественный взгляд на вещи не всегда представляется возможным. Поэтому и изучают слово Божье, чтобы, как говорит святой апостол Петр, напоминать, напоминанием взбадривать друг друга и приводить к истинному познанию.
Итак, простота, несмотря на всю свою выгоду, имеет, так сказать, унизительное значение в современном мире. Люди всегда будут человека простого, если не обзывать, то про себя думать, что он простофиля, простодырый, блаженный и всяко-разно.
Тем не менее, у простоты по отношению к божественной жизни есть определенный фундамент. Он заключается в том, что простота христианам заповедана. Все заповеди Господни, то есть Иисуса Христа, которые даны в Новом Завете, это такие заповеди, которые больше похожи на учения, чем на какой-то определенный регламент, который человек должен взять и выполнить. Это невозможно.
Этому нужно учиться. Будьте просты, как дети. Обратитесь, будьте таковыми, потому что таковых есть Царство Небесное. Нельзя сразу стать ребенком по внутреннему своему настроению. С этим надо работать. И все учение Христово, оно таково. И мы имеем заповедь Божию – быть простыми, как голуби, и мудрыми, как змеи.
Святой апостол Павел уточняет эту фразу, дает ей некоторое толкование в Послании к Римлянам следующей фразой:
«Будьте мудры на добро и просты на зло».
И вот здесь, собственно, мы подходим к ключевому понятию нашего бытия, к основам нашей духовной жизни, что ко злу нужно относиться в простоте.
Что это значит? Это значит не замечать его. По возможности.
Понятно, что сразу это не получится прямо сегодня или прямо завтра. Но нужно учиться этому.
Простота ко злу означает, что мы должны его не замечать, игнорировать, пропускать мимо себя, не зацикливаться, не заострять внимание на нем. Зло живет тем, что на него обращают внимание. Когда мы ко злу относимся с простотой, соответственно, мы его убиваем или, по крайней мере, ослабляем.
И это очень важное понятие в святоотеческой литературе. Святой Григорий Нисский, его брат Василий Великий, другие говорили о том, что зла в бытии не существует. Зло – это всегда некоторая обезьяна Бога, некоторая обратная сторона Луны, темная, которую не видно, но которая пытается заявить свои права на бытие. И пытается нас задеть, и посредством этой реакции войти в бытие.
Поэтому нужно быть простыми на зло, не обращать на него внимания. Потому что зло, по учению святого Исаака Сирина и всех святых отцов, – это мгновение во всемирной истории, в бесконечном божественном мире. И зло является некоторой маленькой крупинкой перед беспредельным океаном божественной любви, Его благого промысла, Его заботы.
И зло хоть и наносит какой-то урон и вред, когда люди обращают внимание или когда они вообще становятся служителями зла, вольно-невольно нанося другим вред или причиняя какие-то обиды, все равно в конечном итоге оно канет в божественной вечности, и, по учению Григория Нисского, Исаака Сирина будет исцелено Богом и упразднено. В конечном итоге зла не будет.
У простоты есть выгода. Очень часто люди не хотят в этой жизни поступить просто, выглядеть как-то простоватыми, пытаются как-то усложниться, под кого-то подстроиться, как-то среагировать, как нам кажется, с честью, с достоинством или еще с чем-то. Но мы забываем одну очень важную вещь, которую святой пророк Давид написал еще три тысячи лет назад.
Он сказал следующее:
«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне».
В конечном итоге, как мы видим, Бог за нашу простоту хранит нас. А те, кто пытается сохранить самих себя посредством усложнений или чего-то хуже, посредством уподобления злу или соединения с ним, те в конечном итоге теряют опеку Божию, теряют Его заботу, теряют Его защиту.
А Господь хранит простодушных.
И вот эта простота не хуже воровства, эта простота свята, и помогает людям избежать очень многих зол, и быть всегда в божественной заботе, и в божественном уважении, потому что Бог любит простых и помогает им. И чем непосредственней, проще человек, тем ближе к нему Бог.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк ❤️ и поделиться своим мнением в комментариях! Так материал увидит больше людей 😊
Текст сделан на основе видео:
Также читайте:
Есть одно условие, при котором ранее прощенные грехи не простятся никогда
Как правильно исповедоваться? Советует батюшка Когда можно причаститься после греха рукоблудия и осквернения? За что Господь прощает все грехи? Простая истина от преподобного Ефрема Сирина