ПРЕЧИСТАЯ ДЕВА – ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Игумения Гавриила (Урсаче) возглавляет женский монастырь, посвященный Успению Божией Матери, в штате Мичиган, США. Монастырь принадлежит Румынской Православной Церкви и издает журнал «Неопалимая Купина». Ниже предлагаются духовные размышления настоятельницы, опубликованные в одном из номеров.
Евангелие от Луки повествует нам о том, как Мария после посещения Архангела Гавриила поспешила к своей родственнице Елисавете разделить с ней благую весть. Елисавета обратилась к ней как «Матерь Господа моего», на что Пресвятая Дева ответила: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 46–48).
Икона Пресвятой Богородицы Агиосоритисса. Византия, VII векИкона Пресвятой Богородицы Агиосоритисса. Византия, VII век
Две тысячи лет спустя Дева Мария остается самой известной женщиной в мире, и не только среди христиан. За это время Ее восхваляли во всех видах искусства, как самый заветный объект. Зададимся вопросом: почему же так происходит в западном обществе и по сей день в нынешнюю эпоху секуляризации и антирелигиозной пропаганды? Потому что в истории человечества Богородица была и остается образцом того, какой должна быть женщина. По словам св. Григория Нисского, Она «хотя и возвышается над нашей природой, и для нас недоступно к Ней приблизиться, но, как нежная мать, слушающая лепет своего младенца, Она дает нашей природе то, что та способна воспринять. И, таким образом, через Нее Бог разделяет с нами человечность и говорит на человеческом языке» (из трактата «Опровержение Евномия»).
Другое измерение важности Ее примера для нас – педагогическое. На протяжении всей истории христианского образования жития святых служили верующим примерами для подражания. Жизнь Богородицы занимала среди них уникальное место, в соответствии с исключительным Ее участием в спасении мира. Она олицетворяет Собой добродетели, о которых сказано в Новом Завете: веру, надежду, благость, долготерпение, воздержание, праведность, силу духа. Эти добродетели – фундамент человеческой нравственности. И если мы видим их у Божией Матери и у святых, то должны не только восхищаться ими, но и подражать им.
Помимо этого, Она воплощает Собой основополагающую, важнейшую христианскую, в особенности монашескую, добродетель – смирение. Блаж. Августин писал: «Вся сила – в смирении, поскольку гордость слаба. Смиренный же подобен скале. Скала может казаться поверженной, однако на деле остается несокрушимой» (из «Песни восхождения»).
Сестры монастыря Успения Божией Матери в штате МичиганСестры монастыря Успения Божией Матери в штате Мичиган
В событии Благовещения Богородицы осуществилась воля не только Бога, но и человечества, поскольку с момента своего падения человек не мог достичь полноты потенциала, заложенного в нем изначально. Человек нуждался в воссоздании. И святая Церковь учит, что Бог воплотился на земле не для того, чтобы сделать нас лучше, но для того, чтобы мы стали новыми людьми.
Богородица была подготовлена к тому, чтобы принять Божественное Дитя. И это урок для нас всех, дабы мы были готовы принимать Христа в наших сердцах, и прежде всего – в таинстве Святой Евхаристии. Он предлагает нам Себя первым, но и нам подобает отдать Ему нечто от себя обратно. На практике мы видим это с давних времен, когда святые Иоаким и Анна получили свой дар в виде дитя и затем преподнесли его обратно Богу.
Святой Николай Кавасила объясняет, каким образом Пресвятая Дева своим образом жизни привлекла Божий взор и внимание. Его Милость почивала на Ней. И Он выбрал воплотиться через Нее на земле, даруя нам прощение и восстановление отношений между отцами и сыновьями, матерями и дочерьми. Все здоровые отношения между родителями и детьми на земле существуют только в Боге.
Какие же уроки нам следует вынести отсюда? Матерь Божия учит нас абсолютному самоотречению и послушанию воле Божией. Ее слова должны стать также и нашими: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). В иудейской традиции появление ребенка вне брака каралось побиванием камнями, поэтому она рисковала своей жизнью. Для невинной девушки того времени было постыдным оказаться в положении. Даже целомудренный Иосиф опечалился и хотел тайно отпустить ее. Но у Нее была свобода выбирать, и Она выбрала следовать воле Божией.
Так и мы обладаем свободой, ежедневно совершая выбор. Но иногда мы принимаем то, что хочет от нас Бог, а иногда нет. Однако, если мы любим Бога, мы будем доверять Ему. Принятие воли Божией предполагает доверие Ему. Богородица любила Бога, приняв все исходяшее от Него добровольно, вплоть до страданий, когда Ее Сын распинался на Кресте. Любовь – это жертва. Когда мы жертвуем собой ради любви, мы будем чувствовать боль, не обязательно физическую, но, скорее, похожую на ту, какую чувствовала Богородица рядом с Голгофским распятием. Все матери могут вспомнить об этом примере, когда сами чувствуют боль, так как Ее боль была многократно сильнее, чем у кого бы то ни было. В связи с этим святой Силуан Афонский пишет: «Мы не в состоянии понять эти вещи, ибо наша любовь к Богу и человеку крайне скудна. Малы и незначительны мои ум и сердце, но моя душа ликовствует о Матери Божией. Моя душа боится вымолвить и слово, но любовь, таящаяся в ней, побуждает меня возблагодарить Ее за сострадание. Она так печалится о грешниках, у которых нет покаяния…».
Благовещение Пресвятой Богородицы, фрагментБлаговещение Пресвятой Богородицы, фрагмент
На браке в Кане Галилейской, куда были приглашены Иисус и Его Матерь, Она заметила некоторую проблему. Вообще говоря, матери обычно действительно сразу замечают, если существует какая-то проблема, это качество у женщин от Бога. Она заметила и обратилась к Сыну, на что получила ответ: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин. 2: 4). Но Она верит, что Он сотворит нечто для них, и обращается к слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2: 5). Эти последние слова Богородицы, засвидетельствованные письменно, показывают, что Она заступается за нас перед Христом. Она есть «смертных к Богу дерзновение» (Акафист Богородице, икос 3). Она молится за каждого, но эти молитвы не останутся без ответа только в том случае, если мы будем исполнять то, что Бог велит нам. Будьте же послушными Ему.
После того как Богородица получила благую весть от Архангела Гавриила, она разделила эту радость с Елисаветой. И для нас важно понять, что наше спасение – дело общее. Мы все принадлежим Христу, как сказал об этом апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6: 19). Св. Силуан Афонский говорил: «Душа, любящая брата, благословлена, потому что брат наш – жизнь наша». Поэтому давайте возжелаем делиться благой вестью с другими, как сделала это Мария.
Матерь Божия – пример совершенного единства между человеком и Богом. Она – та Неопалимая Купина, которую видел пророк Моисей. Через Нее сердце Бога и сердце человека соединились и звучат как единое целое. Нам известно, что сердце матери и ее чада в утробе стучат в едином ритме. Преподобный Симеон Новый Богослов по этому поводу пишет, что христианин должен чувствовать присутствие Бога живого, подобно женщине, носящей дитя в своей утробе. «Тайна сия велика есть», и пример Матери Божией показывает нам, что эта тайна может осуществиться и в наших душах.
Матерь Божия является образцом для целомудренных дев и матерей. Добродетель целомудрия охватывает собой не только тело, но ум и сердце. Чистота ума и сердца делает человека по-настоящему целомудренным. И достигнуть этого намного сложнее, нежели чистоты телесной. Один из способов начать стяжать целомудрие – это охранение своих чувств через воздержание, пост и молитву, заботу о ближнем, через трезвение ума. Все это помогает человеку стать чистым сосудом.
В Православной Церкви есть всего несколько святых, чья девственная чистота, помимо Божией Матери, ставится верующим в пример. Среди них – святой апостол Иоанн Богослов. Чистота Пресвятой Девы – пример чистоты для всей Православной Церкви. Церковь – мистическое Тело Христово, состоящее из живых членов со Христом во главе. Апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). Поэтому мы не можем делать то, что хотим, являясь храмами Божиими.
Мы почитаем Матерь Божию не за Ее физическую красоту, социальный статус, ум или какие-то другие причины, но за Ее смирение и любовь. Она учит нас совершенному смирению, послушанию и единению с нашим Творцом. Как всякая хорошая Мать, Она заботится о нас. И для христиан большая честь и милость иметь такую Заступницу в моменты печали, страха и одиночества. Но самое большое утешение для нас – это то, что Она ходатайствует за нас перед Престолом Божиим.
Фреска часовни иконы «Неопалимая Купина», Гринвилл, Южная КаролинаФреска часовни иконы «Неопалимая Купина», Гринвилл, Южная Каролина
Из праздника Ее Успения мы познаем, как Христос почитает Избранную Им, взяв Ее на Небо перед Своим Вторым Пришествием. Ни в одном из Евангелий мы не находим, чтобы Он как бы то ни было хвалил Свою Матерь или поставлял Ее хорошим примером для других. Но Он показывает Свою любовь к Ней, взяв Ее душу в Свои длани по Ее отшествии из жизни земной.
В христианской нравственной перспективе перед нами всеми лежит ответственность стать лучше, чем мы есть, вносить каждый свой вклад в улучшение общества, в котором мы живем. И в этом, в частности, заключается смысл заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39). Как мы можем возлюбить другого, если прежде не исправим себя? Каждому из нас необходим образец для подражания, ободрение в том, чтобы двигаться к более высокой цели. Но любая цель начинается с малых шагов. Даже незначительное изменение важно на нашем пути к Небесам.
Православным христианам нужно знать жизнь Божией Матери, молиться Ей, следовать Ее примеру, знакомить с Ней других людей. Последнее немаловажно, ведь Она показала нам пример даяния, когда разделила благую весть с Елисаветой. Я молюсь, чтобы мы все почитали Божию Матерь как драгоценный Дар, который дал нам Господь, и мы надеемся на Ее непрестанное ходатайство за наших сестер.
Конечно, Она особо почитаема монашествующими, так как дает нам пример чистой молитвы и созерцания. Монастыри называются зачастую садами Божией Матери. На иконе «Знамение» Она изображена с воздетыми руками, призывая и нас всех стать богоносцами. Она показывает, что и мы тоже можем раскрыть свои объятия для других и принять их в свое сердце. Во младенчестве Богородица была введена во храм, в безмолвную исихию святая святых, чтобы приготовиться к тому, для чего Она была призвана. Только в безмолвии, в тишине мы открываем самих себя и начинаем слышать глас Божий.
Перевела с английского Александра Калиновская
Журнал The Burning Bush
Поддержать монастырь
Подать записку о здравии и об упокоении
Подписывайтесь на наш канал
ВКонтакте / YouTube / Телеграм