darbogu

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОВ И ЕГО МОНАСТЫРЬ

0 17

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово,
хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.
(Лк. 8: 15)

10 ноября – день преставления преподобного Иова Почаевского. С именем этого святого связано существование мужского монастыря, принадлежащего РПЦЗ, расположенного в городе Мюнхен. О святом и об этом монастыре и пойдет речь ниже.

Преподобный Иов Почаевский Преподобный Иов Почаевский

Игумен Иов Почаевский родился в конце XVI века в Галиции. В 12 лет принял монашеский постриг в честь Иова Многострадального, в 30 лет – великую схиму. Долгое время управлял одним из монастырей той местности, где запустил книгопечатание. При нем была издана первая славянская Библия («Острожская»), выполнялись переводы святых отцов. Подвергшись давлению униатов, он поселился в одной из многочисленных пещер Почаевской горы, вел строгую аскетическую жизнь, будучи делателем непрестанной молитвы.

Эта гора примечательна тем, что по преданию на ней явилась пастухам Сама Богородица, оставив след Своей стопы на камне. С тех пор там стали подвизаться монашествующие, основав Успенско-Почаевский монастырь (впоследствии – Лавра). Насельники избрали преподобного Иова своим игуменом. Его ученик свидетельствовал о молитве святого: «Однажды, когда преподобный молился, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

При новом игумене монастырь разросся и украсился прекрасным садом. Там же была основана Почаевская типография. При жизни преподобного были издан составленный им духовный сборник, включавший и его собственные поучения под названием «Пчела Почаевская».

Почил игумен Иов в возрасте 100 лет, его мощи остались нетленными. Сразу после кончины святого одна болящая паломница увидела его молящимся в монастырской церкви, как живого, и тут же исцелилась от болезни.

Через несколько лет к обители подступило многотысячное татаро-монгольское войско, жизнь монахов и местных жителей висела на волоске. Не имея возможности противостоять войску иноплеменников, они начали читать акафист Богородице перед Ее чудотворной Почаевской иконой. В тот момент на небе появилась Воинственная Жена в блистающем одеянии, окруженная ангелами, рядом с Ней молился преподобный Иов. Войско врагов в смятении бежало.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Век XX, 20-е годы. Чехословакия. Один из насельников Почаевской Лавры, спасаясь от гонений, основывает в селе Ладомирова братство Иова Почаевского. Там же он открывает и типографию, которая позже обеспечивала богослужебными книгами русскую эмиграцию. Издательская традиция этой типографии продолжилась позже в Джорданвилльском монастыре в Америке и в Германии. До начала Второй мировой войны Ладомировское братство являлось одним из важнейших центров русского монашества в рассеянии. Оно просуществовало более 20 лет до момента прихода сюда Красной армии. Насельники, настроенные антисоветски, эвакуировались в Западную Европу, найдя пристанище в консервативно-христианском Мюнхене.

Век XXI. Бавария. Выйдя из поезда одной из линий общественного транспорта S-Bahn, пройдя какое-то время вдоль стремительной, узкой речки и зажиточных мюнхенских домов, оставив слева замок Blutenburg (в переводе с нем. буквально – «Цветочный), паломник оказывается на территории монастыря преподобного Иова Почаевского. Если на дворе осенняя пора, то в воздухе медленно кружат огромные листья платана, на заднем дворе монастыря уже осыпались яблони, в пожелтевшей траве на теплом солнышке отдыхают местные коты-трудники. Паломник понимает, что все волнения жизни мирской остались за монастырской оградой, а время остановилось. Впрочем, оно останавливается везде, где жива непрестанная молитва, где совершается Божественная литургия, ведь время в монастырях течет не по земным законам. Пройдя в монастырский корпус мимо стеллажей с книжными сокровищами, оказавшись в маленькой уютной церкви, расписанной в древнерусском стиле, паломник явственно ощущает, что «там русский дух… там Русью пахнет»…

Монашеское братство в честь преподобного Иова Почаевского в Мюнхене возникло в конце 1945 года. Община была организована по уставу прежнего монастыря в Ладомирова, который, в свою очередь, взял его у Почаевской Лавры. Позже часть насельников эмигрировала в Джорданвилльский монастырь, основав и там типографское дело. Вскоре книгопечатание было налажено и в мюнхенской обители. Братия начала издавать просветительскую православную литературу, одновременно участвовала в социальной благотворительности, обеспечивая бесплатными обедами нуждающихся.

В 1980 году настоятелем монастыря стал епископ Марк (Арндт), приехавший из Висбадена с несколькими монахами, где они жили все вместе по афонскому уставу. Афонские порядки были установлены им и на новом месте.

Остановимся на яркой личности владыки, ныне – митрополита Берлинского и Германского Марка подробнее. В юности будущий архиерей изучал в университете славистику и, конечно же, прекрасно говорит по-русски. В 23 года, приняв православие, он начал совершать длительные поездки на Святую Гору. Там он стал духовным чадом архимандрита Авеля (Македонова) из Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Именно общение с архимандритом Авелем, по словам владыки, и привело его к монашеству, а много позже – к решительному намерению всеми силами добиваться объединения РПЦЗ с Московским Патриархатом. В келии Карули молодой человек встречал русских схимников-старцев еще дореволюционной России, получая от них духовные назидания, обучаясь Иисусовой молитве, впитывая живой пример любвеобильного отношения к ближнему.

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)

Михаил (мирское имя митрополита Марка) захотел остаться на Афоне навсегда, но это оказалось невозможным в силу ряда причин. В 1973 году он поступил на богословский факультет Белградского университета, сблизившись с такими сербскими светилами православия, как преподобный аскет Иустин (Попович), недавно почивший духовный богатырь, митрополит Амфилохий (Радович), удивительный епископ Афанасий (Евтич). С его приездом в монастыре преподобного Иова закипела жизнь: стал издаваться «Вестник Германской Епархии», продолжилось душеполезное книгопечатание на двух языках, монахи начали производить ладан и свечи (которыми обитель снабжает множество православных приходов по всей Германии), завели свою пасеку, монастырь расширился и отреставрировался.

Пребывая в обители в течение вот уже четырех десятилетий, митрополит Марк занят на многих важных и высоких послушаниях, управляя оттуда вверенной ему паствой. Помимо этого, владыка был инициатором канонизации и прославления Александра Мюнхенского, основателя движения «Белая Роза», погибшего от рук нацистов. Также из обители на север Мюнхена, в лагерь Дахау, при участии архиерея совершались пешие Крестные ходы, посвященные святителю Николаю Сербскому, чьим узником он являлся.

До своей недавней кончины в обители подвизался архиепископ Штутгартский Агапит (Горачек), человек широкой души, последовавший за владыкой Марком из монашеской общины Висбадена в новое место. Епископ Агапит рассказывал о непосредственном участии Страстотерпицы Царицы Александры в судьбе его семьи. Святая явилась его матери во сне со словами: «Ты должна остаться в Германии!» Девушка рассказала об этом своему деду, служившему при Царе. Родные до этого хотели забрать ее из страны, но уже не посмели. Вскоре родился будущий архиерей, посвятивший немало времени изучению документов об убиении Царской семьи. Благодаря его усилиям святые Царственные Страстотерпцы были канонизированы сначала в РПЦЗ, потом и в России.

Но вернемся к обители преподобного Иова, находящейся сейчас рядом со средневековым Цветочным замком. «Ora et labora» («Молись и трудись») – такой девиз на латыни можно увидеть во многих местах Баварии. По этому принципу жил преподобный Венедикт Нурсийский, который почитается католиками и православными, основатель монашеского ордена бенедектинцев. На улицах современного Мюнхена нередко можно встретить монахов в специфическом темном одеянии, подпоясанных веревкой, как будто выходцев из Средневековья. Это и есть бенедектинцы. Местные жители достаточно набожные. Эта немецкая земля еще сохранила христианские традиции на фоне падения нравственности в Европе. Отношение к представителям религии в Баварии положительное. Оно распространяется и на православную братию.

По принципу молитвы и труда, подобно работящим пчелам, живут и насельники современной Почаевской обители. Каждый день их начинается в 4 часа утра с Полунощницы. Около 8 часов утра заканчивается Божественная литургия, которая совершается там ежедневно. Потом начинаются послушания, прочитываются келейные правила. Вечером служится Повечерие. В 22 часа обитель затихает.

Там хранятся частицы многих святых. В монастыре находится икона преподобного Иова, написанная талантливым иконописцем, игуменом Киприаном (Пыжовым). Он чудесно, в пастельных тонах и цветочных узорах, расписал домовой монастырский храм. Одно время игумен Киприан был насельником Почаевской Мюнхенской обители. Позже ему являлась во сне Страстотерпица Татиана и Государь Николай II. Он был первым иконописцем, написавшим икону Новомучеников и Исповедников Российских с Царской семьей в центре.

Сегодня, помимо всех послушаний, насельники мюнхенской обители трудятся в сфере религиозного образования, преподают Закон Божий в местных школах. Центром их трудовой жизни является издание книг и журналов о Православии на русском, немецком и английском языках. Современная обитель преподобного Иова служит воплощением христианского учения в жизнь. Являясь одновременно резиденцией митрополита Берлинского и Германского Марка, монастырь остается духовно-религиозным центром для русской диаспоры в Европе и для всех, кто желает познать Православие. На данный момент братия прибывает, деятельность их расширяется, поэтому перед насельниками встал вопрос с нехваткой помещений, проблема шума от людей мирских и другие проблемы. Сейчас монастырь ожидает переезда в другое, более тихое и просторное место, здесь же, в консервативной и живописной Баварии.

Но процесс этот небыстрый. А пока послушники монастыря преподобного Иова продолжают на ежедневных богослужениях свое красивое негромкое пение, настраивающее душу паломников на волны вечности. «Вы же, возлюбленные, расположите свое сердце к принятию Евангелия, и пусть не подавляет вашего ума чрезмерное попечение о житейском», – поучал небесный покровитель обители много веков назад.

Иове преподобне отче наш, моли спастися душам нашим. Аминь.

Александра Калиновская

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.