У псковского старца Валентина: женщина ослушалась и загорелась могила, а мужчина отметил прозорливость батюшки. (истории и наставления)
В девяностые годы прошлого века, многие из духовных детей старца Валентина Мордасова с великим уважением относились к его дару прозорливости. Вот лишь одно из воспоминаний, записанных вскоре после его ухода из жизни…
Отец Валентин всегда духовно поддерживал своих детей, независимо от обстоятельств. Даже находясь на расстоянии, они ощущали его поддержку и видели силу его молитв.
Один из прихожан, К., рассказал историю о том, как он однажды пренебрег советом отца. Враг быстро воспользовался этим. К., вернувшись домой в раздраженном состоянии, выругался на детей и поссорился с женой. Вместо того чтобы обратиться к Богу с покаянием, он впал в уныние.
Это уныние привело его к отчаянию, затем к греху недовольства своим духовным отцом, и в итоге – к недовольству Господом.
В этом состоянии душевной муки он ощущал себя одиноким, без сильного человека, который мог бы ему помочь. Сложно описать, как тяжело ему было той ночью.
Во сне он увидел себя в храме, окруженным людьми. Какой-то внушительный, но строгий архиерей благословлял всех, кто простирается к нему. Когда он подошел к К., тот понял, что сейчас архиерей благословит и его. Но вместо этого архиерей грозно отвернулся от него и ушел.
К. почувствовал во сне свою потерянность и замешательство. Затем он увидел отца, который, улыбаясь, вышел из Царских врат в одеждах царских, взял его и увлек за собой.
Проснувшись, К. почувствовал спокойствие и уверенность в том, что его грех прощен. Он понял, что сон – это знак от старца, что тот помолился за него. Ему оставалось только признаться в своем грехе и получить разрешение от местного священника.
Подтверждением значимости этого сна был факт, что на подголовнике его кровати стояла икона, подаренная ему отцом Валентином. Изображение святого на этой иконе напоминало архиерея из его сна.
Святые отцы учат, что не следует слишком серьезно относиться к снам. Преподобный Амвросий Оптинский особенно подчеркивал, что нельзя верить снам, но также говорил о различии снов. Сны, внушающие страх, обычно приходят от демонов, а сны, ведущие к покаянию и приводящие к раскаянию и смирению, приходят от Бога.
К. рассказал об этом сне, уверенный, что он был дан ему Богом как урок о совершенном грехе и о том, как сильна молитва духовника перед Богом, даже для человека, погруженного в отчаяние.
Отец Валентин обладал даром прозорливости, хотя и считал, что это не самое важное для духовного человека, а лишь дополнение, "цветы у дороги".
Однажды К. поехал к отцу, и один из важных вопросов, который он хотел задать, был связан с мирскими делами, не имеющими значения к духовной жизни. Однако решение этого вопроса требовало или глубокого понимания сложившейся ситуации, или прозорливости отца, на что К. и надеялся.
Часто бывает так, что мирское противостоит небесному, отвлекая человека от его основной миссии – спасения своей души для вечного существования. Даже мудрые старцы могут ошибаться, когда дело касается решения земных вопросов. Духовное осуществляется при помощи силы Святого Духа, а человеческое – при помощи силы самого человека, которая порой оказывается недостаточной.
Когда К. прибыл, он вступил в храм, где старец, даже когда служба не проводилась, обычно находился. Еще не успев переступить порог и подойти для благословения, он заметил, что отец вышел из алтаря ему навстречу и, опередив его, воскликнул: "Я не прозорлив, я не прозорлив…"
Ослушалась старца
Содержание статьи:
Была еще такая история. Однажды в храм пришла женщина, купила несколько свечей, подошла к батюшке и попросила его благословение на зажжение их на могиле одного из ее близких. Отец Валентин не дал свое благословение, сказав: "Лучше поставьте их в храме на канун". Она настояла на своем, утверждая, что другой священник дал ей благословение поставить свечи на могиле. Отец Валентин обычно не любил спорить, но все же повторил, что было бы лучше поставить свечи на канун. Однако она не послушала его и сделала по-своему. А через несколько минут она вернулась с кладбища и кричала: "Ой, помогите, могила загорелась". Видимо, на могиле было много венков и лент, из-за чего все загорелось, и старец, который предвидел это, не рекомендовал ей так делать.
Исповедь по бумажке
Один из чад отца Валентина рассказал, что он приехал на исповедь и стал жаловаться ему, что один из городских священников не позволил его жене исповедоваться с помощью написанного списка грехов.
Сам же старец часто давал свое благословение на запись грехов, так как все мелочи можно забыть до момента исповеди. Естественно, упомянутый паломник рассчитывал на сочувствие старца по этому вопросу, но он ненавязчиво перевел разговор на другую тему, и вопрос остался нерешенным.
Немного позже паломник пошел отдыхать и ждать батюшку для совершения исповеди. Чтобы не терять времени, он решил пройтись по своей памяти и добавить еще несколько грехов в свой список. В комнате было тепло, и, утомившись, он решил немного отдохнуть прямо там, на диване, а записная книжка с грехами осталась лежать на столе.
Он проснулся от прихода батюшки. "Давай исповедоваться, доставай свою записную книжку", – сказал отец. Но к удивлению всех, записной книжки на столе не было. "Я не уходил никуда, это невозможно…", – взволновался паломник.
Вскоре все, кто был в комнате, вместе с батюшкой искали потерянную книжку, но безуспешно. Устав от поисков, старец сказал: "Да ладно, давай исповедуйся так, постепенно вспоминая".
Исповедь заняла много времени, и по ее окончании старец сказал: "Вот видишь, сколько грехов ты вспомнил, наверное, больше, чем было в твоей книжке".
Позже паломник понял, насколько мудро было это исчезновение.
Очевидно, простое механическое переписывание грехов на бумагу, без глубокого осознания своей вины и желания исправиться, не соответствовало божественной правде. А устная исповедь старцу с искренним раскаянием стала для него в тот момент именно тем духовным лекарством, в котором и должно быть истинное покаяние…
Батюшка ушел от нас в иной мир, в вечную жизнь. Он учил нас не плакать по умершим, так как разлука после смерти не вечна, а временная. "До свидания, до встречи в раю!", – говорим мы усопшим. Так где же здесь печаль? Мы все здесь ещё гости, а они уже дома, и если кто имеет дерзновение, тот молится у Престола Божия о нас, грешных…
А вот несколько поучений старца:
– За умершего христианина мы можем молиться, подавать поминания, а за тех, кто жил в неверии, за самоубийц надо подавать милостыню, делать дела милосердия, требы по ним Церковь не совершает. не всякое поминовение доходит до Бога, но даже ставится в грех человеку. Когда я первый раз пришёл и рассказал, как надо молиться, так некоторым это не понравилось. Так что же, после этого батюшке неправду говорить? А верующим, которые будут эти слова слушать, так неправильно и поступать? А потом эти люди попадут в ад. Поэтому батюшка обязан говорить только правду и ничего не искажать. А вам надо уметь слушать и исполнять и то, что вам не нравится.
– Тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме. Вы не отчаивайтесь в то время, но прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю — и получите за сие награду, как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.
– Современные средства связи, радио, телевидение и т.п. Надо понимать, что не сама вещь является грехом, а как и с какою целью она употребляется: с доброю ли или худою. Вот, пример, того как компьютер можно использовать для игр или просмотра непотребного, а ведь можно печатать Божественные книги. Так и магнитофон: можно записать пляски, скачки и греховные песни, а можно записать и воспроизвести молитвы и духовные песнопения, нравственные песни какие-нибудь или Божественные наставления. Фотоаппарат можно использовать для разных мирских удовольствий, а можно фотографировать иконы, святые места, красоту природы. Итак, отсюда понятно, что если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать и использовать, а если греховно, то не надо.
– Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на челе (на лбу), на чреве («еже на пупе»), на правом и на левом плече; всегда крестись стоя, в прямом положении тела, а потом — поклон, а не так, как иные крестятся и кланяются в одно и то же время; поспешно совершать крестные знамения и поклоны не следует. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс; именно такой, чтобы можно было, склонясь, достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: «Православный крест совершается так: трое-перстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)»
– Относительно работы в Божественные праздники существует правило: шесть дней делай дела твои, седьмой — Господу Богу твоему. Это относилось и относится как у древних, так и у современных евреев к субботнему дню. В Израиле в эти дни и в настоящее время правоверный еврей не может сделать более двухсот шагов. В дни «шабата» останавливается весь общественный транспорт. Но мы из Евангелия знаем, что «не человек для субботы, но суббота для человека». В православной практике существует также правило, что в воскресные и праздничные дни христианин, если это возможно, обязан посещать богослужение, дома в эти дни полагается читать св. книги и больше времени уделять молитвам. По возможности все дела, которые можно отложить на другой день, откладываются. Но есть у нас всегда необходимые дела, которые не терпят отлагательств. Уход за детьми, приготовление пищи, уход за больными, и вообще, что идет на благо наших ближних, — дела любви — откладывать нельзя. После 17 часов в день праздника можно приступать к этим делам: принести воды, затопить печь и другие дела сделать по уходу, но даже занимаясь неотложными делами, нужно стараться совершать их с молитвой, помня о святости праздников.
– Самое главное в исполнении молитвенного правила — постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
– Слезы в храме могут быть, действительно, очистительными, но могут быть и напоминанием о том, что душа очень хочет раскаяния, исповеди и причащения, а ложный стыд (боязнь молитвы в храме) препятствует ей в этом.
– Нужно стараться жить по уставу Церкви.
– В церкви магии нет. Когда мы что-либо хотим получить от Господа или от святых, мы должны не только молиться им, но и свою жизнь строить по заповедям Господа. «Много может молитва праведного», — сказано в Писании, и наоборот: «Бог грешных не слышит», потому что они не хотят слышать Его. Через Евангелие Господь обращается ко всем нам с просьбой, чтобы мы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но мы часто и слушать не хотим об этом, а сами просим Его, чтобы Он помогал нам. А бывает и так: Господь нам нужен только в тяжелые минуты; Он наши просьбы исполняет, а мы даже поблагодарить Его забываем и обращаемся к Нему опять только когда нас постигают скорби снова; а в дни покоя и счастья Он нам как бы и не нужен. Обращаться с просьбой о выполнении ваших желаний вы можете ко многим святым, к Богородице, к Самому Господу Иисусу Христу, но для этого вам желательно бы было познакомиться с Евангелием, где изложено наше вероучение; хорошо читать жития святых, после чего эти избранники Божии становятся вам близкими, и вы обращаетесь к ним уже с теплой, сердечной молитвой от всего своего сердца.
– Исповедуйте скорее все-все свои грехи. Знайте: в чем откроетесь духовному отцу, того не будет записано у диавола.
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
В 27-летнего парня вселился бес и отправил его на тот свет, а вернувшись он нашел путь ко спасению
Три дня женщина из Якутии провела в морге и внезапно воскресла на 3 день. В загробном мире она видела Бога, будущее, рай и ад В России появится Царь и напугает США и Запад, а самое страшное начнется с Сербии, а потом и другие события, что предсказали старцы Псковский старец Валентин: "Кто-то сказал или сделал не то – терпи." В Луганске было три явления Матери Божией: "Люди будут съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем"