Карагандинский старец призвал не уезжать никуда со своих мест, так как везде бедствия будут и завещал любить всех, наставляя на будущее
"Никуда не ездите, везде будут бедствия, везде – нестроения, а Караганду только краешком заденет…" – наставлял отец Севастиан тех, кто собирался бежать или переселяться в трудные годы.
Преподобный Севастиан Карагандинский, духовный наследник старцев Оптиной пустыни, основал скрытый монастырь в окрестностях угольных шахт и исправительно-трудовых лагерей.
Это был период послевоенных лет, когда Церковь испытывала значительные трудности, так в Караганде и был тайно организован монастырь. Эта монашеская община, возникшая вначале при доме молитвы, а впоследствии при приходском храме, была основана батюшкой Севастианом. Он был одним из последних старцев Оптины пустыни, а точнее учеником святых Иосифа и Нектария Оптинских. Понимание того, как ему удалось сохранить традиции Оптиной пустыни и возродить институт старчества в казахской степи, наверное, непостижимо уму. Но Господь Его туда направил и он смиренно понес данный ему крест.
Город Караганда в Казахстане, основанный 93 года назад, вырос благодаря усилиям заключенных и спецпереселенцев, кулаков, депортированных из центральной части России. Перемещаемые в начале 1930-х годов в вагонах для скота, они были высажены в необжитой степи. На месте, где позже появился город, были установлены столбы, обозначающие улицы и дома. Люди рыли ямы на выделенных участках и приспосабливались к жизни в землянках.
В этом регионе остро ощущалась нехватка дров для отопления и даже питьевой воды. Зимой, чтобы утолить жажду, местные жители были вынуждены употреблять снег. Из-за отсутствия стекол окна в землянках заменялись льдинами, что позволяет представить, насколько низкой была температура внутри. Климатические условия в Казахстане чрезвычайно суровы: зимой температура может падать до минус 50 градусов Цельсия, а летом подниматься до плюс 40.
Старец смиренно нес крест. Пережил и претерпел очень многое. О его житии мы уже писали:
Великий старец Севастиан: "В наших бедах виноваты мы сами"
Отец Севастиан оставил множество наставлений, которыми сегодня мы и поделимся с вами.
Батюшка в своем последнем слове, перед уходом в вечность, произнес очень важное наставление верующим:
Прощайте, дорогие мои, ухожу я уже. Простите меня, если чем огорчил кого из вас. .. Жаль, жаль мне вас. Прошу вас об одном, об одном умоляю, одного требую: любите друг друга… Если послушаете меня, а я так вас прошу об этом, будете моими чадами. Я – недостойный и грешный, но много любви и милости у Господа. На Него уповаю. И если удостоит меня Господь светлой Своей обители, буду молиться о вас неустанно. И скажу: "Господи, Господи! Я ведь не один, со мною чада мои. Не могу я войти без них, не могу один находиться в светлой Твоей обители. Они мне поручены Тобою"…
И потом тихо, уже еле слышно произнес сквозь слезы: "Я без них не могу". И еще хотел поклониться, но не смог, только наклонил голову. Уже силы его покидали.
Самое удивительное, что батюшка после кончины, приснился своим духовным чадам, где им была показана церковь преп. Севастиана, и вот там они и видели батюшку, как он в алтаре частицы вынимает, а потом и говорит: "А я за тебя молюсь!".
В последнее время обсуждают его пророчество о том, что спасение России придет из Средней Азии, но фактов и доказательств этих слов мы нигде не нашли. Зато находим в воспоминаниях чад другие слова о будущем:
Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться… Все быстро пройдет… Надо думать о вечном! Всем сегодня нужен мир, мир между вами. Мир и любовь! Господь не попускает страданий сверх наших сил, потому надо всё терпеть, а вот гордость страшнее всего. Она – бесовское свойство. Взыщет Господь, что мы украли время для своих прихотей, а не для Бога и не для души употребили.
Старец, как видим, наставлял чад так, чтобы они о душе больше думали, а не о том, когда царь будет или еще какие события. Земное все проходит, а душа пойдёт в вечность.
Еще так наставлял:
До самой смерти бойтесь падений и не надейтесь на свои силы, а только на помощь Божию, призывая Его в молитве со смирением. Равенства ни на небе, ни на земле нет и быть не может. Равенство только во Единой Святой Троице.
Отцу Севастиану жаловались на то, как тяжко жить и кругом сплошные соблазны. Батюшка не любил нытья и потому отвечал так:
В наших грехах и страстях не виноваты ни вино, ни женщины, ни деньги, ни богатство, как иные хотят себя оправдать, а наша неумеренность. Пьяницы винят вино, блудницы и блудники винят мужчин или женщин, сребролюбцы винят деньги, богатые винят богатство и т.д. Выходит, что если бы не было вина, женщин, денег, богатства, то грешники не грешили бы. Богом устроено все премудро и прекрасно. Но от неразумного употребления и пользования вещами получается зло.
Однажды старец в общении с духовным чадом переменился и так говорит:
Если бы вы знали, как хорошо, как легко умирать, когда нет ничего лишнего! И будет приют в Царстве Небесном! Если бы вы знали, что ожидает нас Там…
Тогда раба Божья говорит: – Так умирать-то страшно, да и не хочется.
А отец Севастиан ответил:
Тяжело умирать человеку, не имеющему веры, оставляя родных и богатство, а неверующим родным терять близкого человека, в котором пролагали все свое земное счастье. Господь посекает их надежду, а они не понимают Божия произволения. Среди верующих родственники хотя и плачут по покойнику, но сдержанно, и скорбят, но умеренно. Все растворено молитвой и надеждой на помощь Божию. Верующий умирает спокойно, как засыпает, и по смерти на лице его запечатлевается последнее целование Ангела Хранителя. Вот и думайте…
– Но смерть все равно страшна, батюшка!
Да что смерть… Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни сребролюбец деньгами, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти, и никто из них не может взять с собою ничего, приобретенного ими. И мы с вами не исключение. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера, добрые дела, милостыня идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет: ни друзья, ни родные.
– Ох и трудно, батюшка!
И снова за свое, говорят о трудностях жизни и как все плохо и вокруг много плохих людей. А батюшка слушает… И говорит:
Здесь мы странники, пришельцы, гости. А у странников нет покоя в чужой стране, в чужих делах. Они, ступая шаг за шагом, идут вперед и вперед, чтобы скорее достичь родного отечества, то есть дома Божия, Царствия Небесного. А если здесь, в земной юдоли скорбей, в мире удовольствий замедлить, то вечер (то есть закат дней) незаметно подступит и смерть застанет душу не готовой, без добрых дел, и времени их сотворить уже не будет. О душе, чадушки мои, о душе печься надо! А это всё земное, так оно пройдет… Пройдёт! Надо держаться царского пути, во всем придерживаться золотой середины, а главное – всегда полагаться на волю Божию и Его Божественный Промысл.
– А как же с ближними быть, батюшка? Одна косится на меня, другая ругает, третья завидует…
Если сами не милуем ближних и, что еще хуже, не прощаем, то как у Господа будем просить себе милости и прощения? К каждому нужен свой подход. Что одному можно сказать на пользу, то другому то же самое может быть во вред. Утешайте друг друга, живите в любви и мире, голоса никогда друг на друга не повышайте. Больше ничего от вас не требую. Эта самое главное для спасения. Здесь все временное, непостоянное, чего о нем беспокоиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном. Зло находить в себе нужно, а не в других людях или вещах, с которыми не сумели правильно обращаться. Так и ребенок обращается с огнем или мечом: себя же жжет, себя же режет.
Старец всегда заботился о душах людей и любил каждого, как самого родного и любимого. Ведь его слова полны такой любви, что трудно, порой, осознать, как человек столько претерпел в жизни и не озлобился…
Только с Богом возможно всё!
Батюшка завещал:
Живите в мире. Мир и любовь – это самое главное. Если будете иметь это между собою, то всегда будете иметь в душе радость. Мы сейчас ожидаем наступления праздника Пасхи – спасения души для вечной радости. А как можно достичь ее? Только миром, любовью, искренней сердечной молитвой. Ничем не спасешься, что снаружи тебя, а только тем, чего достигнешь внутри души своей и в сердце, – мирную тишину и любовь. Чтобы взгляд ваш никогда ни на кого не был косым. Прямо смотрите, с готовностью на всякий добрый ответ, на добрый поступок. Последней просьбой своей прошу вас об этом. И еще прошу – простите меня!
Батюшка предостерегал людей, которые жили беспечно и не воспринимали слова о Христе, не становились на путь истинный, отказываясь от спасительного пути:
Вот будет так и пожалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы. Особенно опасна внезапная смерть. А потому не нужно откладывать покаяние и приобретение добрых дел на старость лет, когда уже не будет сил ни телесных, ни душевных. Все врагами будет скрадено, а себе – ничего, пусты светильники.
Вразуми нас всех и спаси, Господи!
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
Старец Феодор: "Чтоб отстать от злых дел, надобно – не обижать друг друга и …"
Старец Николай Гурьянов: "Не огорчайтесь, Роднуша! Нас ждут ангелы и святые, Господь и Царица Небесная" Старец-затворник: "Если бы ты знал, какие враг делает усилия, чтобы отклонить человека от Бога"