Затворник из скита рассказал, что ожидает человечество, если оно не изменит свое отношение к жизни и ближним
Будущий старец Зосимовой пустыни преподобный Герман был келейником затворника старца Александра из Гефсиманского скита записал удивительные советы и завещания.
В течение всего времени, когда он нес служение келейника у этого старца, то именно тогдв и были сделаны записи.
Старец же Александр был поистине великим старцем и он постоянно пребывал в Иисусовой молитве. Часто посещал его келейник, обнаруживая того погруженным в молитву, до такой степени, что его присутствие оставалось незамеченным. Приходилось преклонять колени у порога его кельи и ожидать, пока он не обратит на него внимание, спрашивая о причине визита. Ответив, келейник продолжал стоять, желая наслушаться его наставлений, но тот снова уходил в глубины молитвенного сосредоточения.
После кончины старца многие убеждали Германа опубликовать, сделанные заметки, но он все же колебался. Однако, отправив их на рассмотрение отцу Амвросию Оптинскому, то уже получил его благословение. Также епископ Феофан Затворник внес некоторые коррективы и настоятельно рекомендовал их издать, указывая на то, что утаивание их будет на совести келейника.
В конце концов, отец Герман принял решение публиковать записи. Его духовные чада, образованные иеромонахи, внесли свои корректировки, отредактировав пунктуацию и приведя текст в порядок, что и обеспечило его качественное издание.
До нашего времени что-то сохранилось, что-то утеряно. Но постараемся собрать воедино, что все-таки удалось сохранить.
Старец Александр говорил, что если бы человечество сегодня осознало, какие усилия прикладывает противник наш, а именно враг (дьявол) для того, чтобы увести человека от спасения, предлагая любые богатства мира всем, кто отступит от веры, то все бы сразу встали на молитву. Отец Александр указывал на то, что лукавый, осведомлён о благах, которые человек может получить через молитву, поэтому многих он и погружает в суету, чтобы погубить. Вот что может ожидать человека, который ныне живет беспечно.
И ведь действительно, насколько мы увлечены теперь этим миром, что даже не остаётся времени ни на храм, ни на молитву, ни на исповедь. И человек откладывает что-то до старости. Но кто даст гарантию, что мы уйдём в определенное время и час? Никто, потому что Господь в чем застанет, в том и будет судить.
Старец напоминал, что спасение без смирения является непостижимым. Даже если мы овладеем всей мудростью современного мира, отсутствие смирения сводит на нет весь наш труд, и наша душа останется обездоленной, если мы будем опираться лишь на одни знания.
Батюшка говорил, что мы не подвергнемся осуждению за отсутствие заметных великих подвигов или добродетелей, которые, хотя и ценны, требуют внутренней искренности и смирения, или за неисполнение чудес. Вместо этого, как утверждает святой Иоанн Лествичник, осуждение настигнет нас за отсутствие глубокого раскаяния о собственных грехах. Основанием для осуждения станет наша склонность к самоутверждению и самоуспокоению ложным представлением о достаточности внешних добродетелей для оправдания себя.
К слову сказать, отец Александр еще напоминал об очень важном, говоря, что при наличии искреннего стремления к богослужениям или к молитве, никакие земные занятия никогда не станут препятствием. И приводил пример, что если к вам неожиданно приходят родные или друзья, вы оставляете свои дела и уделяете время гостям. Однако, когда речь идет о молитве, времени как будто не хватает. Таким образом, наши действия в отношении службы в храме, в отношении к Богу опутаны леностью и невниманием. Мы готовы потратить несколько часов на бездельную беседу, которую с удовольствием продолжим, но когда мы начинаем молиться, нас охватывает скука, появляются мысли о срочных делах, необходимости отдыха и другие отвлекающие факторы. Мы сами выносим приговор себе, так как степень нашей преданности Господу в этой земной жизни определяет нашу близость к Нему уже в вечности. Так же, как в военном деле, различных искусствах, языках и науках процветает лишь тот, кто приложил усилие для их освоения, так и в духовной жизни: если мы проявляем леность здесь, на земле, то и в вечной жизни мы окажемся в подобном состоянии бездействия.
Старец говорил, что «молиться можно и сидя, и лежа, и ходя, и одному, и в присутствии других, чтобы ум внимал тому, что говорится устами, а не о другом чем мечтал».
Еще спрашивал старца один человек о том, часто ли зажигать ему лампаду дома? Старец отвечал: «Надо зажигать лампаду своего сердца, чтобы оно горело любовью к Господу Богу. Это важнее».
«Многие, – наставлял старец, – творили великие добродетели и даже претерпели некоторые мучения, как видим мы из слов пятидесяти святого Макария Египетского, а после впали в гнусные страсти и погибли».
«Батюшка, это страшно, как же спастись можно?» – спросил однажды по поводу этих слов ученик.
«Со смиренномудрием легко можно спастись, если захотят; надо полагать, – ответил старец. – Они погибли, не имея этой добродетели, то есть смирения, понадеялись на себя и развратились».
Немного было сохранилось до наших дней наставлений этого подвижника, но как мы видим из того что прочитали, все они о самом главном: нам нужно изменить отношение ко всей своей жизни, своим ближним, то есть перестать осуждать других и смотреть лишь на свои дела и поступки, принося исповедь и изменять себя, творя дела покаяния.
Некоторые другие наставления были оставлены для монашествующих, поэтому мы их не будем рассматривать сегодня.
Если говорить о самом старце, то началом монашеской пути старца Александра (Стрыгина) стала Оптина пустынь, где он, наряду с будущим святым Амвросием Оптинским, был послушником и учеником старца Леонида. Эта духовная связь продолжалось и в дальнейшем: после принятия отцом Александром старчества в Гефсиманском скиту, святой Амвросий довольно часто направлял к нему своих духовных чад для исповеди.
После кончины отца Леонида, будущий старец прожил в Оптиной пустыни еще несколько лет, а затем, по инициативе святого Антония (Путилова), перешел в Николо-Черноостровский монастырь, находящийся в Малоярославце Калужской области. Там он провел около пяти с половиной лет, сначала как рясофорный, а затем как мантийный монах, и при постриге получил имя Агапит.
В 1849 году, по совету друга и из-за недружелюбного отношения братии, отец Агапит попросил перевода в Харьков, где впоследствии был рукоположен в иеродиаконы, а спустя год – в иеромонахи, и назначен экономом в епископском доме.
В Харькове, пребывая в полной свободе, со значительными доходами и другими искушениями, отец Агапит начал неосознанно привыкать к мирской жизни.
«Однажды я осознал, – вспоминал старец, – что раньше, будучи послушником, я стремился только к спасению души; а теперь что я делаю? Леность овладела мной. Я побоялся этого; подумал, что гибну из-за опасения в спасении. Не долго думая, я запросил отпуск для молитвы и, получив его, отправился. Я узнал, что недалеко от Троице-Сергиевой лавры был основан скит Гефсимания, идеально подходящий для уединенной молитвы. По пути туда я заехал, и вернулся на родину, забрав своего родного отца Димитрия и вместе с ним вступил в братство Гефсиманского скита»
В 1851 году, получив благословение от святителя Филарета, отец Агапит основал отшельническую келью на месте пасеки, следуя примеру затворника Задонского, Георгия, и посвятил свою жизнь уединению.
В 1858 году он вместе с некоторыми старцами скита углубился в леса для достижения более строгого уединения, где не долго спустя была возведена церковь во имя Святого Духа Параклита с приделом, освященным в честь святого Иоанна Крестителя. В день праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы отец Агапит принял схиму, ангельский образ монашества, и был наречен в Александра.
Архимандрит Антоний (Медведев) попросил его вернуться в скит, чтобы поддержать дух монашества среди населявшей его молодежи, и в 1861 году он послушно вернулся.
23 ноября 1862 года отец Александр получил благословение от святителя Филарета на полное затворничество.
После утренней службы в Успенском храме в 1871 году он уединился в своей келье, где провел оставшиеся годы до своего блаженного упокоения.
Тем не менее, свет его духовной мудрости привлекал многих искателей истины, включая братию из скита, Сергиевой лавры, Киновии, Параклита и других монастырей, а также множество мирян.
Отец Александр избегал известности, которую считал источником пустой гордыни, не приносящей истинной пользы. Ощущение публичного внимания было для него бременем, и он со скромностью и вздохом часто повторял: «Горе тому, чья слава превосходит его дела».
9 февраля 1878 года старец скончался.
Спасибо за внимание!
Слава Богу за все!
Другие публикации канала
Карагандинский старец призвал не уезжать никуда со своих мест, так как везде бедствия будут и завещал любить всех, наставляя на будущее
В Донецке было явление Богородицы на стекле закрытого храма (рассказ очевидца) В Луганске старцу явилась Богородица, указывая на то, что град сей станет Царьградом, а сам он творил чудеса, превращая дерево в камень Страшное "пророчество" для России от Матроны Московской на 2024 и 2025 годы, распространяемое в СМИ, оказалось фейком Женщина из Серпухова оказалась на том свете и провела там 2 часа, а потом очнулась в операционной и поняла что ей нужно изменить в жизни