darbogu

10 февраля. Сочинения и духовные гимны преподобного Ефрема Сирина

0 47

Сегодня наша Православная Церковь чтит память преподобного Ефрема Сирина – христианского богослова, Учителя Церкви и поэта, оставившего для нас великое наследие в виде своих трудов.

Нельзя сказать, что Ефрем Сирин всегда был благочестив и проявлял только положительные качества. В юности он был несдержанным и даже легкомысленным, что наглядно показывает следующий случай.

Однажды он выпустил из загона бедняка корову, которая погибла, растерзанная зверем. Виновник случившегося остался непойманным, но через какое-то время Ефрема несправедливо обвинили в воровстве овец и посадили в темницу, в которой, как выяснилось, также сидели люди по ложному обвинению. Тут-то Ефрем и вспомнил про свое прошлое преступление, за которое не понес наказание. Разговорившись с соседями, он узнал, что те, так же, как и сам Ефрем, совершили в прошлом злодеяния: один из них не помог утопающему, а теперь обвинялся в убийстве; второй же солгал о прелюбодеянии вдовы (из-за чего та лишилась наследства), а теперь ему самому выдвинули обвинение в прелюбодеянии.

Таким образом, Ефрем получил достойный урок о том, что за преступлением всегда следует наказание. Этот случай также подтолкнул его к покаянию. Вскоре он и вовсе стал отшельником.

Ефрем Сирин перебрался в Едессу, где распространял христианскую веру и впоследствии присоединился к инокам. Там же он и начал писательскую деятельность.

Перу Ефрема Сирина принадлежит множество нравственно-аскетических трудов, в которых он пишет о Иисусе Христе, добродетелях и пороках, терпении, духовном состоянии и многом другом. Преподобный размышляет о суетности жизни и наставляет читателей, что не надо любить земную жизнь, ведь в ней «зловоние, скорбь, труд, мука, непрестанные хлопоты, неправда…» (сочинение «О суете настоящей жизни»). Ефрем много пишет о покаянии, посвящая ему не один труд: "О покаянии", "О покаянии и терпении", "Слово о покаянии", "Слово о суете жизни и о покаянии", "Слово о покаянии и сокрушении" др.

Отличительной особенностью духовно-нравственных творений Ефрема Сирина было постоянное сокрушение о своих грехах и плач о них. Один из великих каппадокийских отцов Церкви, Григорий Нисский, так скажет о нем: «Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом». Обличал других людей он без осуждения и высокомерия, достойно христианина: прежде всего, он говорил о своей собственной греховности, а уж потом о грехах другого. Такой подход говорит о величайшем смирении Ефрема.

Преподобный Ефрем Сирин писал толкования на книги Священного Писания – как Ветхого, так и Нового Завета. Существуют также толкования на отдельные местописания: например, «На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни» (Ис.26:10) или «На слова из книги пророка Ионы «Востани и иди в Ниневию град великий…»».

Поэтическое наследие Ефрема Сирина включает в себя гимны, которых сохранилось около 400. Между тем, они делятся на распеваемые (строфические "мадраши") и не распеваемые (нестрофические "мемры").

Мадраша включала в себя акростих и рефрен, имела полемический характер и предназначалась для сольного исполнения в сопровождении хора. Мемра же больше схожа с проповедью, а потому использовалась не для пения, а для чтения. Ефрем Сирин писал и в жанре согиты – произведения, где повествование строится на диалогах и монологах. Талантливый поэт использовал в своих творениях около 50 стихотворных размеров и считается ярким представителем сирийской поэзии.

"Молитва Ефрема Сирина" («Господи и Владыко живота моего… »), традиционно приписываемая перу именно этого поэта, считается самой известной покаянной молитвой. Она читается во время седмичных богослужений в Великий пост, а по уставу должна также читаться и при совершении службы с "Аллилуйя" в седмичные дни малых постов. Существует и парафраз этой молитвы, написанный А. С. Пушкиным:

«Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей…».

Совершив путешествие в Египет и Кесарию, Ефрем Сирин вновь вернулся в Едессу. Незадолго до своей смерти он удалился в пещеру, где тяжело заболел.

Преставился ко Господу он в период с 372 по 373 год (точная дата неизвестна).

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.