23 января. День памяти святителя Григория Нисского
Христианский философ, великий богослов и писатель, вселенский учитель и отец отцов – все это про святителя Григория Нисского, епископа города Ниссы. Сегодня, 23 января, в день его памяти, мы поговорим о нем самом и его бесценных трудах.
Точных сведений о датах его жизни нет, равно как и точных данных о том, в каком городе он родился. Приблизительная дата его рождения приходится на период с 331-го по 335-й год, а к возможным местам рождения относят Кесарию и Севастию.
Семья Григория была поистине христианской: два брата и две сестры причислены к лику святых; как святые также почитаются мать, Эмилия, и бабушка по отцовской линии – Макрина Старшая. Дед по материнской линии был мучеником за Христа, а дядя Григория – епископом. Несмотря на столь духовную атмосферу в семействе, сам Григорий относился к богословию холодно; гораздо больше он тянулся к светским наукам, планировал стать оратором и учителем риторики.
Такой настрой резко изменил сон, который Григорий увидел в день празднования, которое совершалось в честь перенесения мощей сорока мучеников. Сам Григорий не был рад этому празднеству, так как хотел в это время заниматься науками. Он удалился в беседку и уснул, а во сне увидел светоносных воинов, которые преградили ему путь. Лишь один заступился за Григория. После этого он раскаялся и изменил свое отношение к религии: оставив мирские науки, он принял посвящение во чтеца (около 357 года). Позднее устроился преподавателем риторики, еще позднее – вступил в монашескую общину.
В 372 году, по просьбе брата, Василия Великого, который на тот момент стал архиепископом Кесарийским, он становится епископом города Ниссы. Василий хотел себе верных помощников.
В 375 году Григорий был ложно обвинен арианами в растрате церковных средств и отправлен в Анкиру на суд, но по болезни был вынужден совершить побег. Проведя несколько лет в скитаниях, он возвращается в Ниссу.
В 379 году участвует в деятельности Антиохийского Собора, выступая против еретиков, которые не чтили непорочность Девы Марии или вовсе поклонялись ей как божеству. Позднее Григорий отправился в Аравию для обозрения тамошних Церквей и устранения трудностей в них. Он также должен был утвердить православное учение о Богородице.
Отметим, что Григорий участвовал в деятельности II Вселенского Собора, по итогам которого был включен в список епископов-хранителей Православия.
К великим каппадокийцам – отцам Церкви второй половины IV в., совершившим окончательное осмысление церковного догмата Святой Троицы, – традиционно относят Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и, иногда, Амфилохия Иконийского.
Вклад Григория Нисского в развитие христианской философии чрезвычайно велик. За свою жизнь он написал множество сочинений, которые можно разделить на догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма.
Григорий говорил о единстве сущности Святой Троицы и о различных Ее ипостасях: Боге-Отце, Сыне и Святом Духе; также разработал теорию трихотомии, утверждающей, что человек состоит из духа, души и тела (в отличие от дихотомии, признающей лишь душу и тело). Он же выдвинул теорию об одновременном возникновении души и тела, критикуя теории предсуществования души и предсуществования тела.
Святой отец также верил и отстаивал позицию, согласно которой все люди спасутся (Апокастасис). Он считал, что Бог не оставит никого на вечные муки, и что все люди попадут в рай, но для этого те, что попадут в ад, будут очищаться там от грехов. Григорий в своем труде "Жизнь Моисея" говорит о том, что подобно тому, как египтян покинула тьма, то также и те души, страдающие в аду, пройдут искупление. По словам Нисского, даже демоны будут в «мире благости» Христа.
Также Григорий считается одним из первых последовательных и систематичных критиков рабства как института, который имел свое распространение в Древнем мире. По мысли Нисского, рабство противоречит человеческой природе свободной воли. Поскольку Бог создал человека по подобию и образу Своему и даровал ему власть на всеми тварями, то человек не может быть хозяином другого человека.